Экспертиза скрипки
История экспертизы скрипки ведется практически с того же времени, когда были созданы классические образцы скрипки. Со времен создания лучших образцов Амати, Страдивари, Гварнери и т.д. эти инструменты высоко ценились в среде музыкантов- профессионалов. Как известно, спрос порождает предложение. При всей плодовитости итальянских мастеров, они не могли обеспечить всех желающих своими инструментами и почти сразу появились мастера, их копирующие и подделывающие. Со временем ситуация только усугубилась - этих инструментов не становится больше, а количество желающих на них поиграть и заработать с каждым годом только возрастает.
Работа мастера-эксперта напоминает работу детектива - нужны доказательства.
Кого мы ищем? Кто подделывался/копировался? Кем? Когда?
Подделывались (да и сейчас подделываются) ВСЕ итальянские мастера, даже известные только узкому кругу профессионалов, мастера Франции (большинство), а также Германии. Подделывалось практически все, что имеет хоть какую-то ценность.
Производство скрипки раньше было сродни современным увлечением гитарами и ди-джеингом - этим занимались все, кому не лень. Но как всегда, среди тысяч мастеров (а может и десятков тысяч) гениев и профессионалов было очень мало - всего несколько сотен. Но не существовало никакого профсоюза, никто не знал, сколько таких мастеров, кто из них как работал.
Нужна была систематизация, каталог, база данных (называйте как хотите) где, как в досье, собраны основные представители этой профессии и характерные особенности производства инструментов тем или иным мастером. Эти характерные особенности неприметны на первый взгляд. Для людей не-музыкантов вообще все скрипки на одно лицо - что штампованный Китай, что "Мессия" Страдивари, но для людей, которые даже минимально разбираются в скрипках, таких отличий очень много - цвет лака, рисунок завитка, форма уголков, вырез эфов и т.д. и т.п. - несколько сотен. Забудьте о звуке, это субъективное понятие. Нужны точные данные.
Первым признанным экспертом и каталогизатором был мастер Уильям Хилл (William Hill), создатель компании W. E. Hill and Sons.
Принцип составления каталогов очень прост - кроме основных биографических данных мастера подается фотографии скрипки (приложение фото из каталога), основные черты почерка мастера. Для крупных мастеров (Страдивари, Гварнери, Амати и т.д.) также подаются чертежи (приложение из каталога) и биография самого инструмента.
Что это такое?
Инструменты признанных мастеров ценились еще при жизни - и в прямом и в переносном смысле. Мастера практически никогда не работали "в стол". Наоборот, часто они работали по заказу. Страдивари делал инструменты для всех императорских дворов Европы, У Амати была школа подмастерьев, где на своих инструментах он их учил, молодых и талантливых мастеров (Бергонци, Гальяно) "продвигали" и рекомендовали более именитые мастера. Недостатка в клиентах не было и инструменты очень часто были "на виду" и в результате получали свои имена по фамилиям скрипачей (Страдивари-"Виотти", Гварнери-"Венявский") или просто по ассоциациям (Гварнери-Паганини-"Пушка", Страдивари-"Мессия" и т.д.). Таким образом судьба многих шедевров, "генеалогическое дерево" инструментов можно проследить чуть ли не до самого создания.
Путь других инструментов проследить сложнее. Если скрипка была когда-то украдена, потеряна, у нее нет своей биографии, тогда идет настоящая охота за доказательствами. Как пример, возьмем скрипку Страдивари.
Если у Вас в руках есть скрипка с такой надписью, что делать?
Во-первых, успокоится. Шансы того, что это "тот самый Страдивари" равны практически нулю. Вероятнее два раза подряд выиграть в лотерею, даже не покупая билет. За последнее столетие были найдены не более десяти Страдивари и это с учетом того, что некоторые были украдены и просто "всплыли" - кража такой скрипки квалифицируется как особо тяжкое преступление не имеющее срока давности, т.е. их ищут, пока не найдут.
Так что у Вас в руках скорее всего просто мануфактурная копия Страдивари, производство Германии, конец XIX начало XX веков. Тогда такие скрипки изготовлялись вагонами и даже сейчас не особо ценятся.
Если Вы все-таки подозреваете что это оригинал, тогда вам путь в Париж или Лондон. Именно в этих городах находятся основные экспертные фирмы - J&A Beares, Florian Leonhard (London) and Watloo (Paris) . Компания W. E. Hill and Sons, к сожалению, прекратила свое существование в 1992 году.
Если вы хотите купить Страдивари, тогда вам тоже путь в Лондон, Париж, Нью-Йорк и Чикаго - часто экспертная компания и продает эти инструменты. Это вышеупомянутые J&A Beares, Florian Leonhard (London) and Watloo (Paris), а также компании-посредники в продаже - Bein & Fushi (Chicago), Tarisio (New-York) и некоторые другие - не более десятка, а также известные аукционные дома - Sotheby's, Christie's и др.
Вы приносите свой Страдивари, эксперты открывают каталоги и сверяют основные данные. Если у Вас в скрипке написано, скажем, «Страдивари, 1730 год», т.е. это последний, третий период мастера, то при проведении экспертизы скрипки сверяют все возможные данные этого периода – размеры, толщины дек, расстояния между определенными точками, прорезы, углы и т.д. и т.п. Часто на этом все и заканчивается - т.к. у мастера-копировщика не было достаточно много данных именно об этом периоде творчества именно этого мастера (просто потому, что возможности подержать в руках и сделать все замеры просто не было - все скрипки были "на руках"), то несоответствия слишком велики. Понятно, что мастер не может сделать две абсолютно одинаковые скрипки. Но благодаря каталогам есть возможность проследить тенденции - как мастер вырезал, предположим, эфы. И если в 1730 году Страдивари сделал три скрипки, параметры которых были зафиксированы давно, и вдруг появляется скрипка, которая может быть четвертой в этом (1730) году, но эфы у нее вырезаны не совсем так, как на остальных, можно предположить, что перед нами фальшивка. А ведь мы осмотрели только эфы! Только в них есть около десятка параметров, по которым идут замеры, а всего таких параметров несколько сотен! Так что слишком большие несоответствия многих параметров говорят одно - это не Страдивари.

А если все практически сходится? Толщины? Расстояния? Такое тоже бывает. Известный мастер Вильом делал такие скрипки, что и сейчас иногда неясно это Вильом или Страдивари
Не спешите радоваться – современная наука служит прекрасному. Радиоуглеродный анализ не подходит – слишком велика погрешность (плюс-минус 300 лет). Помогает съемка в ультрафиолетовых лучах, компьютерная томография, метод «нормальних волн» и т.п. Углублятся во все это мы не будем (для этого есть более расширенные статьи), а подытожим работу экспертов.
Проведя экспертизу скрипки, специалисты могут сделать заключение:
- Данная скрипка фальшивка. Кто и когда сделал неизвестно. Или известно, но не важно. Это не Страдивари, а все остальное никому не интересно.
- Это качественная работа, похожа на Страдивари и изготовленная практически так же, как делал скрипки он. Дерево, разрезы, вырезы, лак и тому подобное. Ценится достаточно высоко, особенно если была сделана приблизительно в то же время, в которое сделал он.
- Это копия невероятного уровня практически неотличима от оригинала (а может даже оригинал) даже по звуковым качествам. Практически все сходится, просто нет данных, откуда эта скрипка взялась.
- Это оригинал.
Ясно, что 99% это первый и второй вариант. Третий это тоже удача. А вот четвертый… Как ни странно, с ним сложнее. Даже если предположить, что инструмент претендует на звание оригинала, заключения мастеров-экспертов часто носят уклончивый характер – «можно предположить», «наверное это мастер Икс», «есть мнение, что это было сделано в 1*** году». Причина проста. В случае, если скрипку признают оригинальной, ее рыночная цена за мгновение взлетает до заоблачных высот, а это слишком большая ответственность и никто не хочет ее брать на себя персонально. И тут уже вступает в силу личный авторитет эксперта – во всем мире это буквально пару человек. Если он говорит, что это «Страдивари» и выписывает соответствующий сертификат, тогда смело идите в аукционный дом Sotheby's, Christie's или Tarisio, там Вас с радостью примут и Вы сможете продать такую скрипку за сумашедшие деньги.
Хотя я бы не продал никогда.
Автор Алексей Таланов
Если вы не нашли ответов на вопрос об экспертизе скрипки в этой статье, то можно задать вопрос в соответствующей теме на форуме