Экспертиза скрипки



 История экспертизы скрипки ведется практически с того же времени, когда были созданы классические образцы скрипки. Со времен создания лучших образцов Амати, Страдивари, Гварнери и т.д. эти инструменты высоко ценились в среде музыкантов- профессионалов. Как известно, спрос порождает предложение. При всей плодовитости итальянских мастеров, они не могли обеспечить всех желающих своими инструментами и почти сразу появились мастера, их копирующие и подделывающие. Со временем ситуация только усугубилась - этих инструментов не становится больше, а количество желающих на них поиграть и заработать с каждым годом только возрастает.

 

 

Экспертиза скрипки



 

Работа мастера-эксперта напоминает работу детектива - нужны доказательства.

Кого мы ищем? Кто подделывался/копировался? Кем? Когда?

Подделывались (да и сейчас подделываются) ВСЕ итальянские мастера, даже известные только узкому кругу профессионалов, мастера Франции (большинство), а также Германии. Подделывалось практически все, что имеет хоть какую-то ценность.


Производство скрипки раньше было сродни современным увлечением гитарами и ди-джеингом - этим занимались все, кому не лень. Но как всегда, среди тысяч мастеров (а может и десятков тысяч) гениев и профессионалов было очень мало - всего несколько сотен. Но не существовало никакого профсоюза, никто не знал, сколько таких мастеров, кто из них как работал.


Нужна была систематизация, каталог, база данных (называйте как хотите) где, как в досье, собраны основные представители этой профессии и характерные особенности производства инструментов тем или иным мастером. Эти характерные особенности неприметны на первый взгляд.  Для людей не-музыкантов вообще все скрипки на одно лицо - что штампованный Китай, что "Мессия" Страдивари, но для людей, которые даже минимально разбираются в скрипках, таких отличий очень много - цвет лака, рисунок завитка, форма уголков, вырез эфов и т.д. и т.п. - несколько сотен. Забудьте о звуке, это субъективное понятие. Нужны точные данные.

 

Первым признанным экспертом и каталогизатором был мастер Уильям Хилл (William Hill), создатель компании W. E. Hill and Sons.


Принцип составления каталогов очень прост - кроме основных биографических данных мастера подается фотографии скрипки (приложение фото из каталога), основные черты почерка мастера. Для крупных мастеров (Страдивари, Гварнери, Амати и т.д.) также подаются чертежи (приложение из каталога) и биография самого инструмента.

 

Что это такое?

Инструменты признанных мастеров ценились еще при жизни - и в прямом и в переносном смысле. Мастера практически никогда не работали "в стол". Наоборот, часто они работали по заказу. Страдивари делал инструменты для всех императорских дворов Европы, У Амати была школа подмастерьев, где на своих инструментах он их учил, молодых и талантливых мастеров (Бергонци, Гальяно) "продвигали" и рекомендовали более именитые мастера. Недостатка в клиентах не было и инструменты очень часто были "на виду" и в результате получали свои имена по фамилиям скрипачей (Страдивари-"Виотти", Гварнери-"Венявский") или просто по ассоциациям (Гварнери-Паганини-"Пушка", Страдивари-"Мессия" и т.д.). Таким образом судьба многих шедевров, "генеалогическое дерево" инструментов можно проследить чуть ли не до самого создания.

Путь других инструментов проследить сложнее. Если скрипка была когда-то украдена, потеряна, у нее нет своей биографии, тогда идет настоящая охота за доказательствами. Как пример, возьмем скрипку Страдивари.

 

 

Экспертиза скрипки


 
Если у Вас в руках есть скрипка с такой надписью, что делать?

Во-первых, успокоится. Шансы того, что это "тот самый Страдивари" равны практически нулю. Вероятнее два раза подряд выиграть в лотерею, даже не покупая билет. За последнее столетие были найдены не более десяти Страдивари и это с учетом того, что некоторые были украдены и просто "всплыли" - кража такой скрипки квалифицируется как особо тяжкое преступление не имеющее срока давности, т.е. их ищут, пока не найдут.

 


Так что у Вас в руках скорее всего просто мануфактурная копия Страдивари, производство Германии, конец XIX начало XX веков. Тогда такие скрипки изготовлялись вагонами и даже сейчас не особо ценятся.

Если Вы все-таки подозреваете что это оригинал, тогда вам путь в Париж или Лондон. Именно в этих городах находятся основные экспертные фирмы - J&A Beares, Florian Leonhard (London) and Watloo (Paris) . Компания W. E. Hill and Sons, к сожалению, прекратила свое существование в 1992 году.

 

Экспертиза скрипки



 Если вы хотите купить Страдивари, тогда вам тоже путь в Лондон, Париж, Нью-Йорк и Чикаго - часто экспертная компания и продает эти инструменты. Это вышеупомянутые J&A Beares, Florian Leonhard (London) and Watloo (Paris), а также компании-посредники в продаже - Bein & Fushi (Chicago),  Tarisio (New-York) и некоторые другие - не более десятка, а также известные аукционные дома - Sotheby's, Christie's и др.

 Вы приносите свой Страдивари, эксперты открывают каталоги и сверяют основные данные. Если у Вас в скрипке написано, скажем, «Страдивари, 1730 год», т.е. это последний, третий период мастера, то при проведении экспертизы скрипки сверяют все возможные данные этого периода – размеры, толщины дек, расстояния между определенными точками, прорезы, углы и т.д. и т.п. Часто на этом все и заканчивается - т.к. у мастера-копировщика не было достаточно много данных именно об этом периоде творчества именно этого мастера (просто потому, что возможности подержать в руках и сделать все замеры просто не было - все скрипки были "на руках"), то несоответствия слишком велики. Понятно, что мастер не может сделать две абсолютно одинаковые скрипки. Но благодаря каталогам есть возможность проследить тенденции - как мастер вырезал, предположим, эфы. И если в 1730 году Страдивари сделал три скрипки, параметры которых были зафиксированы давно, и вдруг появляется скрипка, которая может быть четвертой в этом (1730) году, но эфы у нее вырезаны не совсем так, как на остальных, можно предположить, что перед нами фальшивка. А ведь мы осмотрели только эфы! Только в них есть около десятка параметров, по которым идут замеры, а всего таких параметров несколько сотен! Так что слишком большие несоответствия многих параметров говорят одно - это не Страдивари.

 

 



А если все практически сходится? Толщины? Расстояния? Такое тоже бывает. Известный мастер Вильом делал такие скрипки, что и сейчас иногда неясно это Вильом или Страдивари

 

 

Не спешите радоваться – современная наука служит прекрасному. Радиоуглеродный анализ не подходит – слишком велика погрешность (плюс-минус 300 лет). Помогает съемка в ультрафиолетовых лучах, компьютерная томография, метод «нормальних волн» и т.п. Углублятся во все это мы не будем (для этого есть более расширенные статьи), а подытожим работу экспертов.

Проведя экспертизу скрипки, специалисты могут сделать заключение:

  1. Данная скрипка фальшивка. Кто и когда сделал неизвестно. Или известно, но не важно. Это не Страдивари, а все остальное никому не интересно.
  2. Это качественная работа, похожа на Страдивари и изготовленная практически так же, как делал скрипки он. Дерево, разрезы, вырезы, лак и тому подобное. Ценится достаточно высоко, особенно если была сделана приблизительно в то же время, в которое сделал он.
  3. Это копия невероятного уровня практически неотличима от оригинала (а может даже оригинал) даже по звуковым качествам. Практически все сходится, просто нет данных, откуда эта скрипка взялась.
  4. Это оригинал.

Ясно, что 99% это первый и второй вариант. Третий это тоже удача. А вот четвертый… Как ни странно, с ним сложнее. Даже если предположить, что инструмент претендует на звание оригинала, заключения мастеров-экспертов часто носят уклончивый характер – «можно предположить», «наверное это мастер Икс», «есть мнение, что это было сделано в 1***  году».  Причина проста. В случае, если скрипку признают оригинальной, ее рыночная цена за мгновение взлетает до заоблачных высот, а это слишком большая ответственность и никто не хочет ее брать на себя персонально. И тут уже вступает в силу личный авторитет эксперта – во всем мире это буквально пару человек. Если он говорит, что это «Страдивари» и выписывает соответствующий сертификат, тогда смело идите в аукционный дом Sotheby's, Christie's или Tarisio, там Вас с радостью примут и Вы сможете продать такую скрипку за сумашедшие деньги.

 Хотя я бы не продал никогда.

Автор Алексей Таланов

 

Если вы не нашли ответов на  вопрос об экспертизе скрипки в этой статье, то можно задать вопрос в соответствующей теме на форуме 

#1
Сергей 2 июля 2013 15:49

Здравствуйте.
Мне случайно попала скрипка с этикеткой скрипичного мастера Joseph Gnarnerius fecit Cremona anno 1732 IHS +.
Подскажите где можно определить подлинность этой скрипки и её истинную стоимость?
Спасибо.
С уважением, Сергей.

#2
Прохожий 3 июля 2013 14:26

На форуме такой вопрос можно задать и фотку прикрепить :)

#3
Юрий 31 июля 2013 13:51

Доброго дня, на чердаке нашел скрипку и внутри наклейка Antonius Stradiuarius Gremonenfis Faciebat Anno 1713 и круглая печать (AS) или (ATS) я так и не понял. Где я могу о ней узнать