Как использовать ультрафиолет для реставрации скрипки

 

В сфере реставрации скрипок, как и во всех сферах искусства и ремёсел, состояние инструмента имеет ключевое значение. Состояние инструмента расскажет все о его истории, что может быть важным для осуществления реставрации. Для реставратора это может иметь серьезные последствия относительно ценности инструмента. Мы тратим много времени на поиск деформаций, трещин и любых повреждений каждой части инструмента, и так как лак – это очень важная его часть, нам необходимо знать, в каком он состоянии.

При дневном свете мы можем оценить общее состояние, но осмотр под ультрафиолетом дает нам дополнительную информацию. Например, мы сможем увидеть совсем незаметные трещины, участки предыдущего ремонта, и хотя они могут и не требовать ремонта, мы узнаем намного больше о состоянии инструмента. При помощи ультрафиолета мы также сможем узнать, не составлена ли скрипка из частей других инструментов и не приделаны ли к ней новые детали.

При вдумчивом и осторожном использовании, ультрафиолет может стать очень полезным инструментом в арсенале реставратора. Но все же, это только руководство для использования ультрафиолета и оно не должно влиять на принятие окончательного решения относительно реставрации.

 

  •   Фото [1] Использование ультрафиолетовой лампы для осмотра лака на скрипке. 

Ультрафиолетовые лампы можно приобрести в любом магазине, который продает оборудования для реставрации. Я использую простую настольную лампу с патроном, который вмещает две лампы черного и темно-синего света с длинной ультрафиолетовых лучей 350 нм в спектре А. Продавцы такого оборудования помогут выбрать удобную для вас лампу.

Необходимо использовать ультрафиолет в темной комнате, так как попадание дневного света может привести к ошибочным показаниям. Также нужно подождать несколько минут, пока лампа нагреется, чтобы свет было достаточно ярким.

 Когда вы впервые увидите инструмент под ультрафиолетом не волнуйтесь. Потребуется несколько минут, чтобы понять, что к чему и сначала вас может удивить то, что поверхность не идеальная. Слои лака могут по-разному отражать свет, и первое впечатление может привести вас в замешательство, но со временем вы начнете разбирать то, что видите.

 Участки, где требуется нанесение лака, можно обвести специальным мягким восковым карандашом, который можно приобрести в специализированном магазине, и потом внимательно рассмотреть их при ярком дневном свете. Это поможет определить состояние лака и выяснить, нужно ли вам произвести чистку или убрать какой-либо из поздних слоев.

 Будьте предусмотрительны, меняя или удаляя что-нибудь на поверхности инструмента. Даже слишком усердная чистка может испортить его вид, так как налет, накапливаемый на поверхности годами, стает неотъемлемой частью общего вида инструмента. Если слой лака невредимый, необходимо произвести лишь общую чистку. Для этого я использую жидкое мыло марки Vulpex, разведенное растворителем Уайт-спирит или водой (постарайтесь на этом этапе предотвратить попадание жидкостей в открытые

трещины). При помощи общей чистки мы удаляем грязь и накопившуюся канифоль, но не переусердствуйте и не удаляйте старый налет.

 Лак, наложенный раньше, необходимо удалить, потому что он не подходит по цвету или на нем слишком много царапин, то при исполнении этой работы очень важно постоянно проверять отражение света инструментом под ультрафиолетом. Это существенно, так как, увидев, что вы, возможно, подошли к первоначальному материалу, вам нужно остановиться и удостовериться в этом. Я достаточно часто работаю на протяжении долгого времени под ультрафиолетом, чтобы видеть, что я удаляю своей ватной палочкой.

Удаление лишнего лака или глянца можно осуществлять водой, различными видами мыла и растворителями, или даже путем аккуратного соскабливания. Я все время начинаю с наименее эффективного метода. Очень важно быть терпеливым; не следует спешить переходить к более эффективным методам удаления лака.

 Сравнительные фотографии четырех классических итальянских скрипок на следующих страницах продемонстрируют, как ультрафиолет может помочь реставратору получить больше информации о состоянии инструмента.

  •   Фото [2] Скрипка Guadagnini 1759 года; дневной свет

 На фотографии, сделанной при дневном свете, видно почти идеальную лицевую сторону скрипки и легкий износ поверхности, и на ней совсем не видно, была она повторно лакирована или нет. Текстура поверхности однородная, а износ незаметно переходит из полностью лакированной поверхности к нижнему блестящему слою краски.

  •  Фото [3] Скрипка Guadagnini 1759 года; ультрафиолет

  На фотографии, сделанной под ультрафиолетом, видно две линии ретуши: одна проходит в районе пружины, а другая – по душке. Из этого мы узнаем о следующем: во-первых, у инструмента есть две трещины, про которые мы могли и не знать; во-вторых, они были очень удачно ретушированы, причем участок нового слоя лака минимальный.

 В этом случае при помощи ультрафиолета мы обнаружили отлично проведенный ремонт, и нет необходимости дополнительной работы. Некоторые скрипичные мастера пытаются использовать такой лак для реставрации, который отражает не только дневной свет, но и ультрафиолет. По моему мнению, это неоправданная попытка скрыть следы реставрации. Ретушь высокого качества должна быть максимально незаметной при дневном свете и в тоже время быть очевидной под ультрафиолетом.

  •  Фото [4] Скрипка Gofriller XVII век; дневной свет

 На фотографии, сделанной при дневном свете, видно, что лак в хорошем состоянии, и его износ выглядит естественно. Цвет в районе пуговицы немного бледнее, и некоторые участки немного оранжевее, чем остальная поверхность, но в целом инструмент имеет приятный внешний вид.

 

  •  Фото [5] Скрипка Gofriller XVII век; ультрафиолет

 На ультрафиолетовом снимке четко видно участок ретуши с ореолом естественной поверхности по краям. Также можно увидеть область износа дерева, которая представляется как небольшой серый участок нетронутого материала желто-коричневого цвета, окруженный первичной кроющей краской.

 На этом образце осталось большое количество первоначального лака. Венецианский лак очень часто имеет серый цвет под ультрафиолетом, даже после чистки. В этом случае нет необходимости нанесения нового слоя лака. Скрипка не нуждается в ретуши и служит

хорошим примером того, как при помощи ультрафиолета можно узнать общее состояние инструмента и впоследствии не предпринимать никаких действий.

  •   Фото [6] Скрипка C.F. Landolfi 1750 гг.; дневной свет
  •  Фото [7] Скрипка C.F. Landolfi 1750 гг.; ультрафиолет

 Через слишком темный оттенок лака, можно убедиться, что этот инструмент был повторно покрыт лаком. Я предполагаю, что кто-то подумал, что первоначальный слой износился, и соответственно наложил сверху еще один слой лака, но не очень качественного.

 Аккуратно удаляя верхний слой лака (выполняемая работа), мы видим первоначальный, более яркий лак. Далее мы обнаруживаем несколько глубоких царапин под исходным слоем лака. На фото, сделанном при дневном свете, первоначальный лак имеет теплый, красно-оранжевый коричневый цвет, а на ультрафиолетовой фотографии хорошо проявляются цвета средних слоев, но нижний слой, на удивление, очень темный, почти черный. Цвет при нормальном освещении достаточно яркий, но ультрафиолетовое фото указывает, что там происходит какой-то процесс химической окраски.

 Как только излишний лак был удален, можно перейти к легкому ретушированию начального лака, чтобы восстановить его блеск. Иногда уменьшение толщины излишнего слоя лака в некоторых местах уже достаточно для того, чтобы вернуть инструменту прежний вид, но если начального лака совсем не осталось, только ретушированием можно придать инструменту надлежащего вида. Но все же не следует слишком этим увлекаться.

 Интересно то, что очень часто при ультрафиолетовом освещении видно больше первоначального покрытия, чем при дневном свете. Если посмотреть на снимок, сделанный при нормальном освещении, то кажется, что на правой стороне скрипки почти нет лака, но при ультрафиолетовом свете видно, что там все же есть лак. Это еще одна причина для постоянного использования ультрафиолетовой лампы во время удаления грязи или излишнего лака, так как это поможет сохранить исходный вид инструмента.

  •  Фото [8] Скрипка Guarneri del Gesù 1730 гг.; дневной свет

 Это великолепный образец классического лака Cremonese 1730 гг. и он, по моему мнению, заключает в себе все характеристики, которые должен иметь лак. Дерево имеет очень приятный для глаза золотистый цвет, а оранжево-коричневый верхний слой лака немного прозрачный. Поверхность отличается мягкой текстурой, а слой лака, хотя он и не очень толстый, имеет достаточно насыщенный цвет. Скрипку не поддавали сильной чистке и полировке, поэтому она сохранила очень естественный внешний вид. Она выглядит как новая, но в то же время она сохранила черты своей античности, которая придает особой привлекательности этим прекрасно сделанным инструментам.

 

  •  Фото [9] Скрипка Guarneri del Gesù 1730 гг.; ультрафиолет

 На ультрафиолетовом снимке видно, что верхний и средний слои лака почти вместе отошли от дерева, что указывает на то, что слипание между слоями лака лучше, чем слипание между лаком и деревом. В результате более светлый цвет среднего слоя лака вырисовывается ореолом по краям верхнего слоя. Также в области износа есть серые участки, которые указывают на то, что в этих местах лак зашел в поры дерева. Это вызвано тем, что раньше скрипачи не использовали мосты. В результате этого контакта со скрипачом и образовались такие участки износа, которые мы видим на многих замечательных инструментах.