“Чтобы оценить звук по достоинству, у исполнителя должен быть острый музыкальный слух, развитый многолетним опытом игры на струнном инструменте, а также прослушивание многих инструментов, на которых играют другие. Вкусы по отношению к звуку изменяются. Некоторые предпочитают блеск сопрано, в то время как другим нравятся более темные альтовые звуковые оттенки. Основные требования для звука - легкий и отзывчивый голос, несущий качество, равный звуковой объем на всех четырех струнах и приятный тембр. Эта формула - сущность нормального суждения при выборе и оценке инструмента независимо от его возраста или происхождения”.
Антонио Страдивари 1696 год.
![](https://quint.com.ua/uploads/posts/2017-02/1486533025_pernambuco1.jpg.jpg)
Как узнать, из какой древесины сделан смычок?
Я уже неоднократно писал, что настоящий смычок делается только из фернамбука. Но как узнать, что вам предлагают именно фернамбук?
![](https://quint.com.ua/uploads/posts/2017-02/1486305146_vizit-k-minotavru-1.jpg.jpeg)
Думаю, все видели этот фильм. Мне он очень нравится, несмотря на целый список мелких несоответствий. Каких? А вот узнайте.
Это никак не умаляет достоинств фильма. Просто интересен анализ с точки зрения скрипача.
О некоторых неточностях можно узнать в википедии. Но я остановлюсь только на скрипичных, которых нет нигде.
О, как разноголосо скрипки пели: Творенья Страдивари и Гварнери, Вильома, Гваданини и Амати – Скрипичное невиданное пати!
Одно ёмкое четверостишье вместило в себя столько Имён, чьи руки создали неповторимые шедевры среди инструментов. Произведения этих мастеров – мечта для каждого музыканта. Однако сегодня мы поговорим не о мастерах. Сегодня речь пойдёт о скрипках, а точнее о том, как различаются скрипки, виолончели, альты, контрабасы и смычки к ним.
![](https://quint.com.ua/uploads/posts/2014-11/1417291561_tuner.jpg)
Среди часто задаваемых скрипичному мастеру вопросов хотелось бы отметить не совсем обычную на первый взгляд просьбу настроить скрипку. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются родители юных музыкантов и взрослые скрипачи-любители. Скрипка расстраивается по разным, в основном естественным, причинам и строй нужно постоянно контролировать. То, что скрипку, альт, виолончель и контрабас необходимо периодически подстраивать является нормой.
Начнем с того, что каждый скрипач должен уметь настраивать свой инструмент самостоятельно. Для этого необходимо обладать определенными знаниями и опытом, которые обычно приобретаются и закрепляются в процессе обучения у профессионального педагога.
И, конечно же, сам инструмент должен быть в порядке. Правильный выбор скрипки, хороший футляр, должный уход и бережное обращение помогут вашему инструменту дольше держать строй.
Какой инструмент выбрать? На что обращать внимание при покупке?
Первый вопрос, который вы должны выяснить для себя – с какой целью вы хотите купить скрипку. От ответа на этот вопрос зависит все: какая это будет скрипка, где ее искать, и самое главное, сколько она будет стоить.
Я рассмотрю самые распространенные категории инструментов, начиная от самых дешевых и заканчивая профессиональными инструментами.
Основные правила при покупке:
- Все, что продается в больших музыкальных магазинах, это все Китай, самого низкого качества, что бы вам не говорили продавцы.
- Любая минимально приличная скрипка выбирается и покупается отдельно от смычка! Производство смычков, что на фабрике, что мастером, это отдельная профессия. И выбирать смычок нужно отдельно.
- При покупке старой скрипки обращайте внимание на ее состояние. Звук – понятие субъективное. Трещина – объективное. Состояние скрипки, на которой уже играли это главный критерий ее оценки. Это правило одинаково, что для Страдивари, что для обычных фабричек.
В минувшие выходные, а точнее с 10 до 13 мая 2013 года во Львове состоялось заметное событие в мире скрипичных мастеров Первая Выставка музыкальных инструментов и аксессуаров «Индивидуалис».
На выставку приехали мастера, дилеры и музыканты из Украины, Польши, Германии, Словакии. Были представлены работы нескольких десятков мастеров Украины: от известного и успешного семейства скрипичных мастеров Пуцентел до молодых, начинающих мастеров. Так же были представители польского семейства мастеров Павликовских, мастер украинского происхождения из Германии и производители струн «Warchal» из Словакии. Таким образом выставка в какой то степени получилась международной. Наряду со скрипичными мастерами так же присутствовали изготовители народных инструментов, но в силу нашей специфики остановимся на струнно-смычковых инструментах.
Слово организаторам: «Мне кажется, такое мероприятие очень востребовано. Ведь в нашей стране, где сильна традиция исполнительства и ручного производства инструментов, должно быть место, где люди смогут представить свои инструменты, а другие-послушать и оценить их» . (О. Шутко)
Если вы обратите внимание на смычок в обычном магазине, где продаются скрипки, то заметите, что наиболее используемым для трости смычка материалом является серебряная проволока. Однако так было не всегда.
Начиная с работ Турта и, по крайней мере, до времен Сартори, как правило, трость смычка была отделана с использованием серебряных нитей, обвитых вокруг основы из шелка. Такая же техника используется и в мишурных нитях, однако знатоки скрипичного дела недолюбливают термин «мишура», поскольку он несет в себе оттенок дешевизны и искусственности. Я использую термины «обмотка серебром» или же «серебро поверх шелка».