Вот и отгремела Мюзик мессе 2011, одна из крупнейших выставок музыкальных инструментов в мире. Для скрипачей, струнников, мастеров и дилеров это событие не осталось не замеченным. В павильоне смычковых инструментов были представлены ведущие мировые производители струнно-смычковых инструментов и смычков, аксессуаров, струн, футляров, древесины и инструментов для скрипичных мастеров.
Каждый скрипач и струнник рано или поздно сталкивается с необходимостью замены волоса в смычке. Как часто нужно менять волос? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, потому что качество волоса и самой работы по замене волоса бывает очень разным, так же на срок службы волоса влияют такие факторы как интенсивность эксплуатации и индивидуальная манера игры исполнителя.
При кажущейся простоте замена волоса является одной из самых ответственных работ для скрипичного мастера. Опыт, использование качественных материалов и сотворчество с исполнителем помогут добиться высокого уровня превращающего ремесло в искусство.

Генезис скрипки до сих пор остается предметом исследований, споров, предположений. Несомненно, что в истории реконструкции и усовершенствования скрипки никому нельзя отдать пальму первенства. Идея скрипки устанавливалась столетиями, на что указывает многовековой процесс находок и усовершенствований множества разнообразнейших видов музыкальных инструментов. Процесс формирования смычкового инструментария начинается с появления и использования в музыкальной практике 13 столетия гитароподобного фиделя и мандолинообразного ребека.
На территории Восточной Европы, в том числе и на Украине, смычковые инструменты существовали с давних времен. Предшественниками скрипки у славянских народов считаются широко распространенные в быту Киевской Руси гудок и так называемая «польская скрипица». Свидетельством этого является изображение музыканта со смычковым инструментом типа гудка на фреске Софиевского собора в Киеве, что относится по мнению ряда исследователей к 11 столетию.
В конце 20-х годов этого века на одесской таможне проходила необычная экспертиза. Предметом экспертизы была скрипка, привезенная из-за границы. Событие это было столь знаменательным, что несколько лет спустя удостоилось внимания газеты «Известия», которая пером братьев Тур написала:
«Это был инструмент тех благородных очертаний, в которых неизвестные мастера как бы предвосхитили обтекаемую форму современных машин... Для определения ценности этого старинного инструмента решили пригласить экспертов. Известные знатоки, среди которых были профессора, в один голос заявили, что инструмент, очевидно, старинной работы и баснословной цены, - столь замечательна сила и красота его звука. Но, к сожалению, имя мастера определить не представляется возможным ...Наконец, в таможенную камеру прошел последний эксперт - маленький старичок в штучном жилете поверх косоворотки и в перевязанных ниточкой очках.»
Как продать и купить уникальный музыкальный инструмент? Интервью с партнером J&A Beares —самой авторитетной компании в этом бизнесе.

Оценка музыкальных инструментов — бизнес очень закрытый. Хотя торговать скрипками и виолончелями может каждый, в мире не больше десятка людей, способных точно определить, кто и когда сделал тот или иной инструмент. Этому нигде не учат, школ экспертов не существует, немногочисленные книги содержат массу грубых ошибок. А ведь подлинность инструмента — зачастую вопрос не тысяч, а сотен тысяч или даже миллионов долларов.
Предшественниками современных струнных смычковых инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса — являются виолы. Они появились в конце XV — начале XVI в. и вскоре, благодаря мягкому и нежному звучанию, стали играть ведущую роль в оркестрах.