Как настроить скрипку

 Среди часто задаваемых скрипичному мастеру вопросов хотелось бы отметить не совсем обычную на первый взгляд просьбу настроить скрипку. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются родители юных музыкантов и взрослые скрипачи-любители. Скрипка расстраивается по разным, в основном естественным, причинам и строй нужно постоянно контролировать. То, что скрипку, альт, виолончель и контрабас необходимо периодически подстраивать является нормой.

 Начнем с того, что каждый скрипач должен уметь настраивать свой инструмент самостоятельно. Для этого необходимо обладать определенными знаниями и опытом, которые обычно приобретаются и закрепляются в процессе обучения у профессионального педагога.

 И, конечно же, сам инструмент должен быть в порядке. Правильный выбор скрипки, хороший футляр, должный уход и бережное обращение помогут вашему инструменту дольше держать строй.

 Как известно на скрипке четыре струны: Ми, Ля, Ре и Соль. Первая струна Ми, она самая тонкая и высокая по настройке, ее еще называют квинта. Четвертая струна Соль – наоборот, самая толстая, музыканты называют ее «басок». Скрипку начинают настраивать со струны Ля (вторая после Ми). Рекомендуемый динамический оттенок при проведении смычка по струне во время настройки скрипки piano( тихо). Если музыкант не обладает природным или выработанным в процессе упорных занятий абсолютным слухом понадобится эталон, с которым нужно будет сверить звучание и откорректировать высоту настраиваемой струны. Эталон и струна должны звучать абсолютно в унисон (одинаково, сливаться без биения). В роли такого эталона высоты звука может выступить камертон или тюнер. 

 

 Традиционный камертон это специальная металлическая вилочка, которая при механическом воздействии (ударе) издает звук определенной высоты. Камертон был изобретен в 1711 году английским придворным трубачом Джоном Шором. Звук, который издавал камертон было решено присвоить ноте Ля. Старинное Ля было значительно ниже современного. В наше время звук соответствующий 440 Гц принято считать нотой Ля первой октавы. Под него обычно и настраивают скрипку.

 

 Тюнер представляет собой отдельное устройство или компьютерную программу, облегчающую настройку скрипки или другого струнно-смычкового инструмента. При игре в оркестре всю струнно смычковую группу настраивают под гобой. Если скрипачу предстоит выступать или репетировать в сопровождении фортепиано, инструмент настраивают под фортепиано. Так же под фортепиано или рояль подстраивается весь оркестр, если в исполняемом произведении есть солирующая или аккомпанирующая партия фортепиано.

 

 В помощь новичкам ниже размещен онлайн тюнер для скрипки, простой и удобный в использовании. Латинские буквы G, D, A, E обозначают ноты, на которые настраиваются открытые струны скрипки: Соль, Ре, Ля, Ми. Для того, чтобы настроить скрипку достаточно нажать на соответствующую настраиваемой струне кнопку онлайн тюнера и поворотом колка или машинки по слуху подстроить высоту струны под тюнер.


 

 

По понятным причинам начинающему скрипачу, будь то ребенок или взрослый, самостоятельно настроить скрипку не просто. Ученику детской музыкальной школы инструмент обычно настраивает преподаватель на уроке и при идеальных условиях скрипка должна держать строй до следующего занятия. Под идеальными условиями подразумевается в первую очередь качество самого инструмента. Скрипка должна быть изготовлена по определенным правилам и из выдержанного дерева. Струнно смычковые инструменты, изготовленные кустарями-любителями, далеко не всегда нормально держат строй из за ошибок в конструкции и неоправданной экономии на материалах. То же можно сказать о старых и новых скрипках массового производства низкого качества.

 В значительной степени на стабильность строя скрипки влияет относительная влажность помещения и температура воздуха. Скачки влажности и температуры отрицательно сказываются на инструменте в целом и, как следствие, скрипку нужно чаще настраивать. При включении центрального отопления в осеннее-зимний период влажность в помещении падает, колки перестают нормально держаться и могут резко выскочить. В период высокой влажности часто бывает, что колки невозможно провернуть и соответственно настроить скрипку. Пагубное влияние изменений погоды и климата на инструмент и его способность держать строй очевидно, поэтому не стоит играть на инструменте, который вам дорог на открытом воздухе.

 На то, как скрипка держит строй, в основном влияет качество колков и их подгонка, струны, петля на подгрифнике, металл из которого сделаны машинки. В особых случаях инструмент может постоянно расстраиваться из за более серьезных повреждений конструкции ( что то отклеилось или сломалось). Это повод обратиться к скрипичному мастеру и чем скорей, тем лучше.

 Пластмассовые колки на ученических скрипках и виолончелях не дают нужного результата и инструменты постоянно расстраиваются. Качественные колки изготавливаются исключительно из твердых пород дерева. Самыми традиционными материалами для колков считается черное дерево, палисандр и самшит. На скрипках мастеров советского периода часто встречаются колки, изготовленные из груши, но, как правило, они недолговечные и подлежат замене.

 

 Подгонять колки должен профессиональный скрипичный мастер с помощью специальных инструментов. Даже самостоятельно купить в магазине колок на замену сломавшегося для неопытного человека может стать проблемой. Необходимо взять с собой скрипку для того, чтобы примерить. Стандарты размера и конусности колковых отверстий иногда могут соблюдаться в рамках одной фабрики, но далеко не всегда. Что уже говорить о старинных инструментах… Везде нужна разная толщина колков, даже на одной скрипке иногда приходиться делать колки разной толщины по тем или иным причинам. Поэтому покупать вслепую колки без консультации со скрипичным мастером крайне не рекомендуется. Лучше купить более толстый колок, чем тонкий. Тонкий колок придется вернуть в магазин. В противном случае вы будете вынуждены платить мастеру двойную цену за установку пробки на место слишком широкого отверстия с дальнейшим прорезанием в этой пробке конусообразной дырки нужного диаметра под не правильно выбранный колок. Не точно припасованные колки могут не только испортить настроение скрипачу из за невозможности настроить инструмент, но и расколоть колковую коробку, а затем и всю головку скрипки. Скрипящие с трудом вращающиеся колки считаются признаком не внимательного отношения к инструменту со стороны музыканта.

 

 Установка машинок для точной настройки или подгрифника со встроенными машинками значительно облегчает процесс настройки струнно смычкового инструмента. Взрослые скрипачи и струнники стараются ставить только две машинки (на Ми и Ля), а в идеале только одну на Ми. При условии хорошего состояния колков в борьбе за качество звука это оправдано. Для новичков рекомендуется установка машинок на все четыре струны для того, чтобы не тратить драгоценное время урока на настройку скрипки не всегда хорошо работающими колками. Так же существуют специальные подгрифники со встроенными машинками. Что лучше: отдельно стоящие машинки или подгрифник со встроенными? Для инструментов ученического уровня нет особой разницы, но в каждом конкретном случае могут возникнуть нюансы. Лучше всего доверить этот вопрос скрипичному мастеру, а каждому играющему на скрипке или альте музыканту рекомендуется постоянно контролировать нижний рычажок машинки, который находится под подгрифником. При слишком сильном вкручивании машинки рычажок может врезаться в верхнюю деку и, при даже незначительном ударе или нажатии на подгрифник, на верхней деке может образоваться трещина.

 Так же необходимо принять к сведению, что на стабильность строя скрипки в значительной мере влияет выбор и износ струн. Струны на жильной основе наиболее чувствительны к изменениям температуры, влажности. Сам процесс игры на жильных струнах приводит к тому, что они растягиваются и инструмент расстраивается. Растянутые и сильно изношенные струны приводят к тому, что инструмент не держит строй и даже если удается относительно чисто настроить открытые струны по квинтам, остальные ноты и интервалы не строят. Самыми стойкими для удержания строя считаются струны на металлической основе. Менять струны лучше аккордом (все четыре). Если в аккорде, который уже простоял на скрипке значительное время, порвалась одна струна и ее заменили на новую, скорей всего с остальными струнами она строить не будет. Прием игры щипком Pizzicato может понизить настройку струны, на которой его исполняют. То же можно сказать о силовой и эмоциональной манере игры, это может влиять на то, как инструмент держит строй. Но это уже касается более опытных музыкантов, для которых подстроить скрипку не составляет большого труда.