Слово "скрипка" происходит от старославянского "скрипати", то есть скрипеть. Впервые оно встречается для обозначения музыкального инструмента в Польше в 1434 году. Конечно, это название касалось тогда еще случайного и примитивного скрипкоподобного инструмента. А уже в XVI ст. скрипка была известна в Украине. Да, Г. Хоткевич ссылается на словарь Зизания (1596), в котором вспоминается "скрипица" ; М. Гринченко приводит пример из поборовых реестров конца XVI в., согласно которым в Луцке было взято на учет пять скрипачей; он же говорит, что в конце XVII - началу XVIII ст. в Каменке на Подолье существовал скрипичный цех.

 

Без скрипки в Украине не обходился ни один праздник, свадьба. Она входила в состав полковой музыки Войска Запорожского, на ней сопровождали вертепное зрелище и др. В музыкальном быту скрипка использовалась не только как аккомпанирующий инструмент к песням или танцам, в руках народных скрипачей-виртуозов она завоевала роль самостоятельного солирующего инструмента.

 

Карты толщин скрипок Гварнери



 

 В ходе исследования скрипок Гварнери нами было собрано более 4500 измерений толщин 46 инструментов. В статье представлены карты толщин восьми выдающихся скрипок Гварнери. Толщина измерялась при помощи специальных магнитных приборов. Показаниям, собранным из различных источников (магазины, музеи и т.д.), были приданы контуры и цвета посредством компьютеризированной системы географической информации. Необходимо заметить, что эти карты базируются на современном состоянии инструментов и том, что мы не знаем является ли рассматриваемая толщина изначальной. Мы также не в состоянии сказать, отражают ли эти карты оригинальную древесину или многочисленные слои, как, например, в местах наложения футеров.

 Существенные вариации толщины и многочисленные образцы её изменения, выработанные на протяжении многих лет, встречаются часто, при этом скрипки сохраняют свой высокий уровень звучания. Мы полагаем, что, возможно, наиболее значительные выводы можно будет сделать на основе данных измерения плотности при помощи КТ сканирования, а для этого необходимо исследовать большее количество инструментов. Мы считаем, что, принимая во внимание плотность древесины, отобранной Гварнери для его скрипок, и отдавая предпочтение весенне-осеннему соотношению древесины, нами был сделан ещё один шаг для того, чтобы проникнуть в мозг величайшего скрипичного мастера всех времён.

 

Кремонская система расположения эфов



 

На мой взгляд, самый интригующий секрет Страдивари касается расположения эфов. Незначительные вариации не имеют решающего значения в плане акустики: не представляет труда найти великолепные инструменты, у которых расстояния между верхними глазками эфов варьируются в пределах от 36 мм до 44. Совершенный дизайн, размещение, эстетические характеристики наклона здесь так же ни при чем: знатоки отмечают высокое качество различных эфов – вертикальных, наклонных, поднятых, опущенных, со смещением глазков, удалённых от центра и в высшей степени асимметричных. Несомненно, упомянутый секрет притягивает тем же, чем и тайна пиратской карты сокровищ, в которой не хватает указателей расстояний, точек отсчёта, направлений движения. Без этих недостающих ключей её невозможно использовать самостоятельно.

Компьютерная томография и анализ методом " нормальных волн" скрипки « Вьетан» Джузеппе Гварнери дель Джезу



Во второй части акустического исследования скрипки «Вьетан» Терри Борман и Беренд Стоел анализируют снимки, полученные методом компьютерной томографии, и узнают о том, как инструмент вибрирует на различных частотах.
Компьютерная томография показывает, что деки скрипки « Вьетан» плотнее и толще, чем у других скрипок дель Джезу, которые проходили испытания, в результате чего вес дек скрипки «Вьетан» является максимальным для классических кремонских инструментов.
Анализ методом " нормальных волн" показывает, что режим C4, видимый в диапазоне 650-750 Гц, структурно более активен в скрипках Гварнери «дель Джезу», чем в инструментах Страдивари, и может быть одним из факторов наряду с А0 для создания сравнительно более глубокого и богатого звука скрипок дель Джезу.

Семейство киевских скрипичных мастеров Зиборовых. Воспоминания.



Глава семейства-Валентин Зиборов, скрипичный мастер, в памяти моей почти не сохранился. Он умер то ли во время войны, то ли вскоре после ее окончания. На стене их комнаты висела большая его фотография со скрипкой в руках. На фото он был запечатлен в довольно пожилом возрасте и его голова была обрамлена пышными седыми кудрями.
В последние годы жизни он также занимался реставрацией и ремонтом скрипок и передал это искусство дочери Валентине.
В их квартире всегда пахло какими то клеями и лаками, а на столе за которым работала тетя Валя, полно было всяких частей от скрипок. Всяких там подставочек, грифов, дек и прочих струн и колков. К ней часто прибегали музыканты, которым требовался какой либо срочный ремонт «на вчера» и она безотказно занималась этим дома, вечерами.

Трости и звук (карбон против фернамбука)


Отзывчивость и очень быстрое спиккато – всего лишь некоторые преимущества карбоновых смычков. Однако могут ли они серьёзно конкурировать с фернамбуковыми по звуку?
Популярность синтетических смычков, несомненно, увеличивается. Истощение запасов фернамбука, традиционного дерева для производства смычков, привлекло к карбоновым смычкам всеобщее внимание, однако музыкантов волнуют именно «исполнительские» технические преимущества, которые дают новые смычки из углеродного волокна.
«Углеродное волокно» - несколько общий термин, когда говориться о смычках – доступен огромный диапазон моделей, и разные бренды сильно отличаются друг от друга. Джеф Ван Фоззен, разработчик смычков CodaBow, говорит: «Люди говорят о карбоновых смычках в общем, это так же конкретно, как если бы вы сказали «смычок из дерева» Это говорит только о том, будет ли смычок гореть или нет, но ничего о его качестве или характеристиках. Понятие «Смычки из дерева» – покрывает весь диапазон от бесценных смычков до дешевых, в которых не стоит даже менять волос. Так же и с карбоновыми волокнами – доступен весь диапазон, от действительно дорогих до моделей за 100$.»

 

Феномен Страдивари и Гварнери

 

 Почему одни великие скрипачи, альтисты и виолончелисты мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?

 Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.

  На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.

 

 

Как  выбирать смычок?



Выбор смычка зачастую становится трудно разрешимой задачей не только для новичка- любителя, но и для опытного музыканта. Не зря многие солисты ищут смычки на протяжении всей жизни и имеют несколько десятков смычков. Найти универсальный смычок, которым было бы одинаково удобно играть музыку Моцарта, Баха, Брамса или Крейслера, очень непросто.
Смычки бывают разными по цене и качеству. Разница в цене между самым дешевым смычком, произведенным в Китае, и раритетным смычком знаменитого мастера наводит на размышления. Так, например, смычок, изготовленный в 19 веке французским мастером Франсуа Туртом, которым более 40 лет играл знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин, был продан с аукциона Sotheby's за 42 тысячи фунтов стерлингов.