Скрипка в украинской народной музыке

Слово "скрипка" происходит от старославянского "скрипати", то есть скрипеть. Впервые оно встречается для обозначения музыкального инструмента в Польше в 1434 году. Конечно, это название касалось тогда еще случайного и примитивного скрипкоподобного инструмента. А уже в XVI ст. скрипка была известна в Украине. Да, Г. Хоткевич ссылается на словарь Зизания (1596), в котором вспоминается "скрипица" ; М. Гринченко приводит пример из поборовых реестров конца XVI в., согласно которым в Луцке было взято на учет пять скрипачей; он же говорит, что в конце XVII - началу XVIII ст. в Каменке на Подолье существовал скрипичный цех.

Как отмечает А. Иваницкий, скрипка "пришла в Украину где-то в XVI - XVII ст. - и, в значительной степени, благодаря еврейской эмиграции из Западной Европы" .

В Украине скрипка получила особенно широкое распространение. Это предопределено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, скрипка, как уже отмечалось, имеет голос наиболее близкий к человеческому. Украинская же музыка по своей природе особенно напевная, мелодичная, следовательно, ей необходим был именно такой инструмент. Исполнение на скрипке украинских песен и танцев стало особенно органичным, потому что отвечало в первую очередь естественному звукоидеалу украинцев.

Во-вторых, скрипка в Украине - это далеко не заимствованный инструмент. Мы уже знаем, что у украинцев издавна бытовал струнный смычковый инструмент - гудок, и что он, как и ряд других подобных славянских инструментов, был предтечей скрипки. Заметим при случае, что исследователь скрипки А. Агажанов утверждает, что именно гудок был прототипом скрипки.

В-третьих, для украинцев уже было привычным играть на смычковом инструменте с квинтовым строем, и переход на более совершенный инструмент, как и танцы в сопровождении этого нового инструмента, был также естественным явлением.

 

 

 


Без скрипки в Украине не обходился ни один праздник, свадьба. Она входила в состав полковой музыки Войска Запорожского, на ней сопровождали вертепное зрелище и др. В музыкальном быту скрипка использовалась не только как аккомпанирующий инструмент к песням или танцам, в руках народных скрипачей-виртуозов она завоевала роль самостоятельного солирующего инструмента.

Да, талантливые гуцульские скрипачи часто исполняют самостоятельные пьесы развернутого сюжетного характера Один из типичных сюжетов посвящен народному мстителю XVIII ст. Олексе Довбушу. На Гуцульщине есть много вариантов песен и переводов о Довбуша, о том, как мужественно он преодолевал врагов, избегал преследователей, о его самоотверженной любви к красавице Зинке и о ее коварной измене. Народные скрипачи воссоздают в своей музыке многочисленные эпизоды из жизни Довбуша и объявляют для слушателей каждую отдельную тему: "Как Довбуш приходил к реке", "Как Довбуш приходил в Криворовню" и т. д. Исследуя это явление гуцульского музыкального быта, И. Мациевский подчеркивает, что местные жители с большим эмоциональным переживанием слушают такую музыку еще и потому, что знают - дорога к реке играет решающую роль в его судьбе: там он встретит вещего старика, который направит его на путь борьбы за справедливость, а река выбросит ему чудо-топорик, такой необходимый ему в этой борьбе. Слушатели понимают преисполненную драматического и даже трагического напряжения музыку скрипача, который воссоздает тему поступи Довбуша в Криворовню, потому что знают, что это путь к любимой, которая и прижмет его, и выдаст врагам, - это путь к смерти. Воссоздание такой музыки народными скрипачами, как и эмоциональное ощущение ее содержания слушателями, является свидетельством глубокой внутренней музыкальной культуры народа, высокого уровня его эстетики.

 

Отдельного внимания заслуживают мастера старинных украинских народных смычковых инструментов. Благодаря им гудок, басоля, лира, козобас и другие смычковые инструменты не превратились в покрывшиеся пылью музейные экспонаты, а успешно функционируют наряду с современной скрипкой в музыкальном быту украинцев.

 

 

Скрипка в украинской народной музыке

 

 

Невзирая на то, что мы не касаемся темы функционирования скрипки в украинской классической музыке, следует отметить, что в народной музыке используются и скрипки народных мастеров, и классические инструменты, о которых скажем бегло несколько слов.

Среди украинских мастеров, которые достигли значительных успехов в изготовлении и реставрации классических скрипок, - Т. Подгорный, Л. Марьяненко, Л. Добрянский, Мочалов, Ф. Драпий-Драпиковский, В. Зиборов, С. Кузнец, И. Гейман, О. Доможиров, А. Шапран, И. Любченко, И. Битус.

В частности, Л. Добрянский на грани XIX и XX ст. был знаменитым реставратором уникальных скрипок. Его, как чудодейственного врача, приглашали в Вену, Париж, Берлин, Варшаву, неся ему "на прием" свои детища. Он пять лет ухаживал за скрипичной коллекцией одного немецкого мецената, пять лет - коллекцию русского царя Николая II. На одной из его скрипок играл известный чешский скрипач Ян Кубелик, которого много музыковедов считают непревзойденным интерпретатором скрипичной музыки Паганини. Вот таких мировых высот достигает украинская музыка и в этой сфере.

В последнем десятилетии XX ст. при Всеукраинском национальном музыкальном Союзе композиторов на правах секции образована Ассоциация мастеров-художников струнно- смычковых инструментов, которую возглавляет новатор и изобретатель в области скрипкостроения Флориан Юрьев.

 

 

Скрипка в украинской народной музыке

 

 

Ассоциация пытается совместно разрешать проблемы музыкальных мастеров, проводит всеукраинские конкурсы, мастера ассоциации активно участвуют в международных конкурсах смычковых мастеров. Среди победителей С. Мельник (Ивано-Франковск), О. Матвийчук (Львов), М. Бондаренко и О. Колесник (Киев), О. Сергиенко (Винница), А. Гребнев и А. Прихна (Харьков), М. Нестеренко (Донецк). Р. Шмигельский (Калуш). В. Солоджук (Ужгород). Р. Клинцей (Мукачево). Среди смычковых мастеров следует отметить И. Гонтаря, смычками которого играют такие ведущие солисты как О. Ривняк, К. Шарапов и Дм. Ткаченко.

Однако скрипичные мастера у нас пока что не имеют надлежащей поддержки, в Украине до этого времени не удалось узаконить Национальный Союз скрипичных мастеров. Многие талантливые украинские скрипичные мастера эмигрировали за границу, где успешно конкурируют с европейцами.

Возвращаясь к вопросу о функционировании скрипки в современной народной музыке, следует отметить, что она была и остается общенациональным народным инструментом, хотя в центральных и восточных регионах сфера ее использования значительно сузилась. Однако и здесь есть яркие примеры традиционного сольного и группового существования скрипки в Черкасской, Киевской, Сумской, Полтавской и других областях.

На сегодняшний день скрипка остается самым распространенным инструментом Гуцульщины, Бойковщины, Буковины, Западного Подолья, Полесья.

 

Инструментом особенной любви и гордости скрипка является во всем Карпатском регионе. Она выполняет здесь функцию не только аккомпанирующего инструмента к пению или танцам, но и инструмента сольной народной музыки "к слушанию", сопровождает свадебные обряды, ритуальные хороводы во время зимне-календарных праздников, на ней выполняют маршевую музыку к поступи колядовщиков, а также вступление непосредственно перед колядованием. На Гуцульщине используют скрипку и в трудовых обрядах - при закладывании хаты, во время проводов на горной долине и в разных досугах. Скрипка является также ведущим инструментом "троїстих музик" , народных ансамблей.

Самым распространенным в Украине является вариант малого ансамбля из двух скрипок и баса, двух скрипок и барабана или бубна. Первая скрипка ведет основную мелодию, вторая - аккомпанемент. На Гуцульщине скрипка входит в "троїсті музики"  разных составов: скрипка - цимбалы - барабан, скрипка - свирель - бас, скрипка - свирель - цимбалы и т. д. Если в состав малого ансамбля входили две скрипки, то, по свидетельству Г. Хоткевича, они звучали в унисон, но поражали слушателей всевозможными мелизмами, высокой техникой и синхронностью выполнения.

Как констатирует исследователь гуцульских инструментов Б. Яремко, наибольшего развития скрипичная музыка достигла в творчестве известных гуцульских народных профессиональных музыкантов XX ст. - скрипачей школы Гавеця-Могура, братьев К., С., Л. Прилипчанов (Путильщина), Д. Копича, В. Халуса (Раховщина), Р. Кумлика (Верховина), Д. Отинюка, В. Грицюка (Косовщина), В. Вольвена (Наддворнянщина) и многих других.

Народное скрипичное музицирование также отличается своей спецификой: постановкой рук, корпуса, манерой исполнения, красочностью звучания. Если профессиональные скрипачи кладут скрипку на левое плечо и прижимают подбородкам, то народные музыканты во время игры опирают скрипку к собственному корпусу на уровне груди, играют в основном в первой позиции. Раскрывая некоторые аспекты гуцульской народной скрипичной мелизматики, исследователи прежде всего обращают внимание на оригинальность выполнения разнообразных приемов. Да, в отличие от академического выполнения четкой трели высоким поднятием рабочего пальца, в народном стиле это достигается с помощью вибрации с низким положением рабочего пальца. Мелизмы достаточно яркие и выполняются в быстром темпе. Глиссандо выполняется без напряжения, с подчеркиванием виртуозности и непринужденности. Из двойных нот чаще всего используются самые простые созвучия: терция, кварта, квинта, октава - и все это в медленных произведениях.

Смычок в карпатских традициях держат в позиции пальцев первый - третий - первый значительно выше колодки. Для разнообразной тембральной расцветки народные скрипачи играют временами волосом по кобылке, или по плоскости грифа, иногда эффектно стучат тростью по струнам, деке, грифу.

 

 

Скрипка в украинской народной музыке

 



В настоящее время достаточно активно бытует скрипка на всей территории Полесья. Эта традиция в свое время была зафиксирована К. Квиткой и другими исследователями самобытного музыкального инструментария. В полесских селах случаются еще народные колоритные образцы долбленой скрипки, что зафиксировано многочисленными экспедициями фольклористов Национальной музыкальной академии, а также другими исследователями народного инструментария.

На Полесье хранятся древние формы народного инструментализма, скрипка в которых складывает основу групповой музыки: скрипка, скрипка-вторая, барабан.

Характерно, что многочисленные переселенцы из Карпатского региона, где скрипка в особенном почете, в любом уголке земли хранят верность этому инструменту. В частности, И. Мациевский, который исследовал инструментарий Бойковской диаспоры на нижнем Приднепровье, отмечал, что ведущее место среди инструментария бойков на Днепре продолжает занимать скрипка. Здесь хранится и народная терминология инструмента: голо́ука - голо́вка с шейкой, закрутки - колки, розпорка - душка, кобылка - подставка, лучок (от лук) - смычок и т. д.

 

В оркестрах народных инструментов академического типа скрипичная группа так же выполняет ведущую роль, и это значительно обогащает музыкальную палитру народного оркестра, подчеркивает яркий национальный колорит, дает возможность исполнять концертные произведения любой сложности с разнообразным народным и классическим репертуаром.

#1
Валерия 5 января 2012 20:23

спасибо за интересную статью и фотографии !!) wink