Обмотка из серебра и шелка на трости смычка

Мэтт Уелинг раскрывает свою технику отделки трости смычка во французском стиле

 

 Смычковый мастер, Мэтт Уелинг, обучался своему мастерству в США у Билла Салкоу и во Франции у Бенуа Ролланда, и на данный момент работает в городе Нортфилд, штат Миннесота.

 Если вы обратите внимание на смычок в обычном магазине, где продаются скрипки, то заметите, что наиболее используемым для трости смычка материалом является серебряная проволока. Однако так было не всегда.

 Начиная с работ Турта и, по крайней мере, до времен Сартори, как правило, трость смычка была отделана с использованием серебряных нитей, обвитых вокруг основы из шелка. Такая же техника используется в мишурных нитях, однако знатоки скрипичного дела недолюбливают термин «мишура», поскольку он несет в себе оттенок дешевизны и искусственности. Я использую термины «обмотка серебром» или же «серебро поверх шелка».

 В Англии среди смычковых мастеров исторически сложилась традиция использовать одну лишь серебряную канитель для производства и ремонта смычка, дабы придать трости монохромный вид. Французские же мастера часто придавали трости куда более яркий вид, комбинируя серебряную нить и шелковые нити различных цветов, формируя интересные узоры. Современные мастера зачастую возвращаются к французской технике обмотки трости смычка. Для обозначения украшения трости англичане используют термин «обмотка», однако я предпочитаю французский термин «отделка», поскольку он несет в себе представление о том, что трость может иметь узор, который одновременно дополняет красоту смычка и является красивым сам по себе. Создание на трости узора во французском стиле процесс отнюдь не трудный, однако для этого требуется практика. Осваивая данную технику производства и ремонта смычков, я начинал с использования обычных нитей, и лишь после стал использовать более дорогие: серебряную и золотую.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка
 
Инструменты, необходимые для создания узорной обмотки во французском стиле

 На фотографии (слева направо) вы можете видеть инструменты, используемые в работе: нож, линейка, образец отделки трости, который будет копироваться, суперклей, тиски, крепеж для катушек с шелковой и серебряной нитями, старые визитки или иная бумага для смешивания суперклея, малярная клейкая лента и зубочистки. Единственный нестандартный инструмент – крепеж с катушками нитей, по сути, – это дощечка с просверленными в ней отверстиями, от 7 до 10 отверстий, в которых крепятся катушки нитей во время обмотки трости. Катушки могут быть закреплены на конусовидных штырьках или же на кусочках фернамбука, оставшихся от смычков, которые в процессе изготовления сломались. Важно чтобы катушки не проворачивались, когда Вы тянете нить.

 Я так же нахожу крайне удобным использование в работе фартука, поскольку он «ловит» все, что падает со стола, а так же на нем удобнее располагать не используемую в данный момент катушку нити. К тому же я убеждаюсь, что автоответчик включен, поскольку кто-то наверняка позвонит именно во время работы, в момент, когда обе мои руки будут заняты и я не смогу ответить на звонок.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка 

 

Разметка обмотки на смычке

 Перед началом я определяюсь с узором, который хочу получить. Такого рода узоры обычно симметричны (если же узор не симметричен, можно допустить, что он задумывался и был исполнен под кожаную прокладку иной длины, чем та, что используется на смычке). На данной фотографии, сверху Вы видите трость с узором, который я буду копировать, с той разницей, что я буду использовать серебряную нить вместо зеленой, и темно-бордовую – вместо черной. Слева я сделаю 4,5 мм обмотки серебряной нитью, 5 мм (5 витков попеременно) темно-бордовой шелковой и серебряной нитями, и 4,5 мм обмотки серебряной нитью. Далее средняя секция, приблизительно 22 мм, с обмоткой серебром и шелком попеременно, а после повторение узора в обратном порядке: 4,5 мм серебряной нити, 5 попеременных витков серебром и шелком и 4,5 мм серебра. Величина средней секции приблизительна, поскольку моя главная забота не величина секции с перемежающимися серебряной и бардовой нитями, а симметричность и правильный размер обмотки в целом.

Используя водостойкий маркер, я обозначаю на трости начало и конец моего узора. Так же я отмечаю длину секции под кожаную прокладку.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка
 
Серебряная и шелковая нити фиксируются на смычке клейкой лентой и клеем

Я наношу большую каплю клея на бумагу, чтобы, когда я буду формировать узор, у меня был удобный доступ к клею зубочисткой. Небольшое количество клея (около 3 мм длины) я наношу на нижнюю грань трости смычка, правее метки маркера, той, что ближе к накладке. Далее я закрепляю серебряную и шелковую нити клейкой лентой и каплей клея посередине между двумя кусочками клейкой ленты. Клей фиксирует нити в начале работы. Однако сперва я убеждаюсь, что нити хорошо закреплены на трости.

Пока клей сохнет, я подготавливаю небольшую петлю из нейлоновой нити, длиной 2-3 дюйма, которую буду использовать в конце создания узора.

Когда клей подсох, я отрезаю остаток бордовой нити с левого края, так что она получается приклеенной и направленной вправо. Я также снимаю левый кусочек клейкой ленты.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка
 
Первые три оборота серебряной нити готовы

Я начинаю создавать узор, держа серебряную нить правым пальцем и оборачивая трость смычка один раз по направлению к себе. Нить, оборачиваясь, обматывается вокруг приклеенных вдоль трости серебряной и бордовой нитей, таким образом, фиксируя их. Отделку нитью важно начинать с нижней грани трости, а все цветовые переходы (от одного цвета к двум и снова к одному) осуществлять  на одной и той же грани. Таким образом, узор будет выглядеть наиболее опрятно.

На пятом или шестом обороте изначальный кусочек серебряной нити уже хорошо зафиксирован намотанной нитью, и я могу отрезать лишнюю серебряную нить справа. Далее я продолжаю обматывать серебряной нитью смычок, пока не достигну нужной мне длины серебряного участка, что в данном случае составляет 4,5 мм, или примерно 10 оборотов.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка
 
Серебряная и бордовая нити оборачиваются одновременно

Чтобы наматывать серебряную и бордовую нити одновременно, я закрепляю обе катушки на моем импровизированном крепеже. Дабы сделать первый оборот, я снимаю бордовую нить, которая намоталась на смычок в процессе отделки серебряного участка (во время оборачивания серебряной нити, бордовая нить фиксируется серебряной, и так же оборачивается вокруг смычка, однако свободно, без натяжки, и если не быть осторожным, может получиться путаница). Сняв бордовую нить со смычка, я наматываю ее обратно на катушку. Далее я могу поместить катушку на крепеж, и у меня получатся серебряная и бордовая нити одинаковой длины. Таким образом, натяжение обоих нитей будет одинаково.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка


Начало первой секции попеременной обмотки серебром и шелком

Для создания первой секции, где витки серебра и бордовой нити идут попеременно, я оборачиваю смычок 5 раз, меняя высоту смычка относительно двух катушек, чтобы натяжение каждой из нитей оставалось одинаковым. Заметьте, что серебряная нить в начале секции попеременной обмотки, идет справа от бордовой. Это необходимо для того, чтобы в конце данной секции осуществить переход на сплошную серебряную нить. Именно тот цвет, которым Вы хотите продолжать обмотку после окончания попеременной секции, должен быть справа, чтобы Вы могли зафиксировать правой нитью второй цвет, при переходе на монотонную секцию.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка

Для нанесения клея на смычок используется зубочистка

После пары оборотов, при помощи зубочистки, я наношу немного клея на нижнюю грань смычка и продолжаю обороты. Многие смычковые мастера покрывают клеем внешнюю сторону  узора после окончания его формирования. Я же наношу немного клея на грани смычка, что, во-первых, фиксирует конструкцию и предупреждает путаницу, а во-вторых, закрепленный таким методом узор смотрится куда чище и опрятнее. Когда вы выполните уже несколько узоров и будете полностью контролировать процесс, закреплять узор таким образом можно через пять или даже десять оборотов.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка 

 

Окончание первой двухцветной секции

После того как я сделал пять оборотов, попеременно наматывая серебряную и шелковую нити, можно возвращаться к сплошному цвету. Я снимаю катушку бордовой нити и натягиваю нить вдоль смычка, чтобы оборачивающаяся серебряная нить фиксировала бордовую. Я продолжаю оборачивать смычок левой рукой. Теперь можно продолжать создание узора, как это было описано в шаге 2.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка 

 

Обрезанная серебряная нить продевается в нейлоновую петлю

Заканчивая последнюю секцию в 4,5 мм, я отрезаю излишки бордовой нити. Далее я фиксирую заранее подготовленную петлю из нейлоновой нити, оборачивая серебряную нить поверх нее еще пару раз. Я обрезаю серебряную нить и продеваю ее кончик в нейлоновую петлю.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка
 
Нейлоновая петля туго затягивает кончик серебряной нити под узор

 Я тяну нейлоновую петлю так, чтобы она затянула серебряную нить под нее же. Далее я могу покрыть суперклеем мотки, которые будут закрыты кожаной накладкой.

Обмотка из серебра и шелка на трости смычка 

 

Оконченный симметричный узор

 Узор готов. Теперь можно наклеивать кожаную накладку.