Карты толщин скрипок Гварнери

В ходе исследования скрипок Гварнери нами было собрано более 4500 измерений толщин 46 инструментов. В статье представлены карты толщин восьми выдающихся скрипок Гварнери. Толщина измерялась при помощи специальных магнитных приборов. Показаниям, собранным из различных источников (магазины, музеи и т.д.), были приданы контуры и цвета посредством компьютеризированной системы географической информации. Необходимо заметить, что эти карты базируются на современном состоянии инструментов и том, что мы не знаем является ли рассматриваемая толщина изначальной. Мы также не в состоянии сказать, отражают ли эти карты оригинальную древесину или многочисленные слои, как, например, в местах наложения футеров.

Систематизирующие карты, окрашенные интуитивно (тёплые цвета для большей толщины и холодные – для меньшей: См. Рис. 1 для цветовой шкалы), позволяют нам сравнить основные структуры дек. Чёрные точки отмечают расположение мест, где производились замеры, хотя конкретные показатели не указываются. Все деки исследованы с внешней стороны.

 

 

 

Наиболее ранняя из описываемых скрипок, сделанная в 1728 году, показывает зоны минимальной толщины между эфами. Толщина нижней деки по центру несколько меньше, чем в середине верхней деки.

Скрипка Szymon Golgberg 1730 года также демонстрирует зону минимальной толщины между эфами, однако и верхняя, и нижняя деки варьируются больше, чем в скрипке 1728 года. Толщина по центру нижней деки – нерегулярная и строится по линейному образцу.

Верхняя дека у скрипки 1730 года тоньше по центру, чем у боков и наружной стороны эфов. Зона минимальной толщины тянется диагонально через область эфов, сверху вниз слева направо. Нижняя дека, как и верхняя, имеет высокую асимметрию в отношении толщины. Нижняя дека имеет относительно маленькую толщину в зоне, тянущейся параллельно центральной линии.

                                                            Карты толщин скрипок Гварнери

Скрипка 1734 года также демонстрирует диагонально расположенную зону минимальной толщины, которая проходит через область эфов (футер возле правого эфа увеличил толщину)  – на этот раз, однако, сверху вниз справа налево. Нижняя дека – очень асимметрична и включает большую толщину по центру деки, значительно нарастающую в сторону баска.

Скрипка 1739-40 годов имеет скорее однородное распределение толщины в верхней деке. Нижняя дека имеет очевидную овальную зону большей толщины в центральной части.

Скрипка Alard 1742 года также имеет однородное распределение толщины в верхней деке. Нижняя дека – скорее симметричная, и центр толщины находится в срединной части.

Толщина в скрипке Lord Wilton 1742 года распределена совершенно однородно, за исключением зоны между верхними частями эфов, где наблюдается некоторое утолщение. Верхняя дека – скорее тонкая по центру и достигает максимальной толщины между линиями верхнего овала .

Нижняя дека демонстрирует обширную треугольную зону большей толщины. Максимум толщины находится выше центра деки.

Считается, что скрипка Cannon 1743 года Паганини находится в почти изначальном состоянии. Верхняя дека – особенно толстая между эфами, а нижняя дека – вдоль длины. К сожалению, имеющиеся данные не согласуются с теми, которые были получены в ходе трёх предыдущих измерений. Канди измерил деку инструмента вдоль центральной линии в 1937 году, используя кавернометр (нутрометр) на свободных платформах (См. “Cannon и типичные черты инструментов Гварнери // Скрипка Паганини”, А.Джордано, 1995). Канди отметил более толстую верхнюю деку (макс. 4,3 мм) и более тонкую нижнюю деку (макс. 5,4 мм) по сравнению с недавними попытками измерений: верхняя часть деки – 3,4 мм; нижняя часть – 6,2 мм. У нас нет объяснений этим различиям. Необходимы дополнительные измерения, в которых исчерпывающие данные были бы получены с использованием хорошо отрегулированного прибора. Только после этого мы можем сделать надёжные выводы о толщине скрипки Cannon.

                                                             Карты толщин скрипок Гварнери

 Опираясь на эти и другие карты в базе данных, мы можем сделать обобщения о том, как рассмотренные скрипки соотносятся с инструментами других мастеров Кремонской школы и произведениями современных скрипичных мастеров. Во-первых, большая часть дек – несколько тоньше, чем те, которые научились использовать современные мастера. Во-вторых, допускается больший, чем мы привыкли полагать, «зазор» между «толстым» и «тонким». Наконец, деки могут быть совершенно неравномерными в сравнении с современными стандартами, демонстрируя значительные утончения и утолщения. Такие вариации типичны и для других кремонских мастеров, включая Страдивари.

Верхние деки имеют в основном мембранообразную структуру, немногие из них – несколько толще по центру между эфами (самый яркий образец - Cannon); большая же часть – тоньше в центре, чем у краёв. Диапазон толщины – обычно 2,2–2,9 мм, хотя за пределами эфов и платформ – 3,0–3,5 мм. Вариативность соседних показателей – умеренная, часто в пределах 0,2– 0,6 мм для расстояний 20–30 мм. Пятна толщиной в 1,5 мм имеют место в некоторых случаях, особенно в ранних работах до 1730 года, хотя обычные минимальные значения для верхних дек – 2,1–2,3 мм. Известно или предполагается, что некоторые скрипки имеют латки (реставрационный приём, используемый для исправления или усиления мест, нуждавшихся в серьёзной реставрации), которые могли быть выполнены, поскольку дека казалась слишком тонкой в центре.

Все задние деки имеют концентрическую структуру, с мощной центральной зоной большей толщины. Максимальные показатели толщины в центральной зоне варьируются в пределах 3,5–6,5 мм (средний показатель – 4,8 мм), и формы центральной зоны также разнообразны: круг, овал, прямоугольник, треугольник, линейные фигуры. Верхние и нижние овалы имеют тенденцию к равномерной толщине в пределах 2,0–3,0 мм, хотя пятна меньшей толщины от 1,4–2,0 мм встречаются часто, особенно возле краёв.

Мы никогда не узнаем оригинальный характер большинства скрипок Гварнери (за исключением Cannon). Кто-то может сделать предположение, что все они изначально были подобны Cannon. Тем не менее, как раз возможно, что Cannon была одной из немногих скрипок, которые были сделаны исключительно толстыми, что могло бы объяснить беспокойства Паганини по поводу поисков подобных скрипок Гварнери в начале 1800-х годов. Возможно, наиболее удивительный аспект этих карт в том, что имеется множество вариаций при сохранении высокого качества звука.

Этот пробел в корреляции между возможной толщиной и качеством звука позволяет нам допустить, что различия в толщине не играют принципиальной роли, как мы предполагали, в отношении акустических характеристик.

Укажем в заключение, что разнообразие в деках у скрипок Гварнери представляется очень большим. Существенные вариации толщины и многочисленные образцы её изменения, выработанные на протяжении многих лет, встречаются часто, при этом скрипки сохраняют свой высокий уровень звучания. Мы полагаем, что, возможно, наиболее значительные выводы можно будет сделать на основе данных измерения плотности при помощи КТ сканирования, а для этого необходимо исследовать большее количество инструментов. Мы считаем, что, принимая во внимание плотность древесины, отобранной Гварнери для его скрипок, и отдавая предпочтение весенне-осеннему соотношению древесины, нами был сделан ещё один шаг для того, чтобы проникнуть в мозг величайшего скрипичного мастера всех времён.

 

Авторы: Джефри С. Лоэн, Терри М. Борман и Элвин Томас Кинг