Текущее время: 12 дек 2024, 02:07




Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
 Пальцы левой руки 
Автор Сообщение
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 11:35
Сообщений: 7
Сообщение Пальцы левой руки
У меня музыкальное образование по классической гитаре. В настоящее время играю на многих щипковых струнных, в том числе на безладовом бассу. Решил освоить скрипку.
На скрипке все (по крайней мере, которые есть у меня) источники рекомендуют следующую расстановку пальцев левой руки 112234, т.е. например применительно к струне Ми в 1й позиции это будет 1й палец Фа и Фа#, 2й палец Соль и Соль #, 3й - Ля и 4й Ля#.
На гитаре каждый палец отвечает за свою ноту, т.е. (на струне Ми) 1й- Фа, 2й -Фа #, 3й - Соль, 4й - Соль #. Мои пальцы так и тянутся к этим нотам на скрипке.
Мои вопросы в следующем: надо ли мне "переучивать" пальцы?
Какие преимущества дает расстановка 112234?
Если я буду использовать гитарную технику с самого начала освоения скрипки, не натолкнусь ли я на более поздних этапах на какие-то сложности?


30 ноя 2012, 11:57
Профиль Отправить личное сообщение
Познающий
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2012, 22:56
Сообщений: 127
Откуда: Екатеринослав
Сообщение Re: Пальцы левой руки
У скрипачей есть понятие "позиции". ля в 1-й позиции берется 3-м пальцем,во 2-й -2-м, а в 3-й -1-м. Без переучивания никак. Вам просто надо взять несколько уроков скрипки, чтобы понять как там строится аппликатура. Да и постановку правой руки без преподавателя не освоить.


30 ноя 2012, 16:06
Профиль Отправить личное сообщение
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 11:35
Сообщений: 7
Сообщение Re: Пальцы левой руки
про позиции я все понимаю, (на гитаре тоже можно говорить о позициях)
Ля - 5я нота на струне Ми
На гитаре в 1й позиции ее нельзя взять: 1й палец Фа, 2й Фа# 3й - Соль, 4й - Соль # То есть ее надо брать либо 4м из 2й позиции либо 3м из 3й позиции либо 2м из четвертой, либо 1м из пятой
Так вот я и хочу понять, если я буду на скрипке брать в первой позиции Фа -1м ,Фа # - 2м, Соль - 3м , Соль# -4м, а если нужно Ля, то переходить в более высокую позицию. Чем такой подход может навредить?


30 ноя 2012, 16:59
Профиль Отправить личное сообщение
Познающий
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2012, 22:56
Сообщений: 127
Откуда: Екатеринослав
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Вопрос сложный, в двух словах не обьяснить. Не для форума. Пообщайтесь со скрипачами. Могу только сказать,что Ваш вариант даже на первых порах обучения не подойдет на скрипке.


30 ноя 2012, 18:49
Профиль Отправить личное сообщение
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 11:35
Сообщений: 7
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Да у меня все нормально получается: и инструмент как надо лег, и руки на место встали, и не напряжены - сказывается владение другими струнными инструментами, и правая рука, (штрихи), и левая (смена позиций) и гаммы и арпеджио - все идет как надо - я в обучении кое-чего понимаю)))
Естественно я левой рукой играю как "положено" на скрипке. Но как только начинаю увеличивать темп пальцы сами собой начинают "вспоминать" гитарную аппликацию :
например на струне Ре у меня автоматом 1й палец зажимает Ми второй Фа третий Фа # а четвертый Соль - это же не по скрипичному!
Если нужно Соль# или Ля на той же струне у меня рука сама идет в более высокую позицию - привычка от гитары.
Так вот я и не пойму нужно ли все это ломать?


30 ноя 2012, 19:18
Профиль Отправить личное сообщение
Старожил
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 дек 2010, 12:51
Сообщений: 1295
Откуда: Киев
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Vovan писал(а):
Так вот я и не пойму нужно ли все это ломать?


не нужно :-):

Вопрос и правда не для форума. Нужно пообщаться со скрипачами. Но насколько я понял, я мало что понял :-):


30 ноя 2012, 20:21
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:03
Сообщений: 1108
Откуда: Украина, Днепропетровская область, г.Кривой Рог
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Vovan писал(а):
У меня музыкальное образование по классической гитаре. В настоящее время играю на многих щипковых струнных, в том числе на безладовом бассу. Решил освоить скрипку.
На скрипке все (по крайней мере, которые есть у меня) источники рекомендуют следующую расстановку пальцев левой руки 112234, т.е. например применительно к струне Ми в 1й позиции это будет 1й палец Фа и Фа#, 2й палец Соль и Соль #, 3й - Ля и 4й Ля#.
На гитаре каждый палец отвечает за свою ноту, т.е. (на струне Ми) 1й- Фа, 2й -Фа #, 3й - Соль, 4й - Соль #. Мои пальцы так и тянутся к этим нотам на скрипке.
Мои вопросы в следующем: надо ли мне "переучивать" пальцы?
Какие преимущества дает расстановка 112234?
Если я буду использовать гитарную технику с самого начала освоения скрипки, не натолкнусь ли я на более поздних этапах на какие-то сложности?

Здравствуйте! Разрешите вопрос? :-): А зачем Вам ещё осваивать скрипку? И на каком уровне у Вас владение гитарой и "многими другими" щипковыми инструментами?
Как могу судить по собственному опыту хотя и небольшому - 11 лет игры). Скрипка это тот инструмент, который забирает буквально всё свободное время, если Вы действительно хотите научиться играть... Грубо говоря-тянет на себя одеяло.
Почему у струнников всегда "общее фортепьяно" а не обычная программа пианистов? - потому что даже на общее зачастую не хватает времени...Но это так, лирические рассуждения-умозаключения :-):
Почему-то сразу сходу хочется Вам сказать:"Почитайте Ауэра "Моя школа игры на скрипке". И действительно, наверное после прочтения его книги Вы примите решение нужен ли Вам такой ежедневный труд, или лучше вернуться к своей любимой гитаре..
Насчёт же аппликатуры, как мне кажется, говорить вне контекста произведения или конкретного нотного примера (хотя бы) просто сейчас бессмысленно.
С Уважением и наилучшими пожеланиями...
Постскриптум: если действительно хотите НАУЧИТЬСЯ играть на скрипке, Вам хотя бы на первое время придётся забыть о других инструментах и увлечениях. Инструмент ОЧЕНЬ капризный.
У меня сейчас по пед.практике девочка 14 лет. Играть начала только пару месяцев назад (да и какое там играть - уроков толком и не было, только с этой недели начали серьёзно заниматься). Так вот в 14 ей вздумалось пойти учиться играть на скрипке и...ребёнок сразу же понял что ей придётся пожертвовать увлечением танцами и игрой во дворе, да и по школьным предметам тоже где-то "профилонить" если она хочет достичь хорошего результата. Сейчас у неё в программе уже 3-х октавная гамма соль-мажор, несколько этюдов, и Шрадик №1. Руки поставлены неплохо (насколько могу судить), следит за ощущением свободы в руках...интонацию исправляет - слух хороший... В общем говоря ребёнок занимается что называется "с головой" и каждый урок радует. :-):
И ещё вопрос, Вы хотите научиться "для себя" играть на каком уровне? :-):


30 ноя 2012, 23:27
Профиль Отправить личное сообщение YIM WWW
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 11:35
Сообщений: 7
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Елизавета, огромное спасибо за Ваш ответ!
По порядку
1. Пару слов о своей истории: в 14 лет закончил муз школу по классу гитары (классической), затем лет до 20-22 играл в группах на акустических и электрогитарах - считаю, что достиг в этом деле "профессионального" уровня - хотя профессионалом никогда не был. В том смысле, что в 22 года после института пошел работать и приоритеты изменились - не брал гитару в руки 20 с лишним лет!
А года три назад появилось свободное время и возможности и я снова взялся за гитару, за пару месяцев восстановил все навыки.
Потом освоил (сам) мандолину, банджо, ситар, безладовый басс - не скажу, что до совершенства (совершенствоваться на любом инструменте можно, наверно, всю жизнь), но до уровня, когда могу сыграть все, что мне хочется.
Естественно в умеренном виде фортепьяно.
А дальше я занялся.... флейтой.
И вот, что я заметил: каждый новый инструмент дается все легче и легче!
Стоит наверно отметить, что я очень сильно развил свой слух. И каждый новый инструмент осваиваю в основном от слуха, а не от пальцев. Пальцы благодаря развитой гитарной технике довольно быстро привыкают к любому инструменту.
Еще раз подчеркну у меня нет цели стать профессионалом - делаю все только для себя - мне просто нравится.
2. Скрипку я купил 3 ноября т.е. меньше месяца назад. Занимаюсь на ней практически каждый день часов иногда и по 5 и по 6.
И очень, кстати, помогают параллельные занятия на флейте (30-45 мин скрипка - перерыв - 30-45мин флейта) одни и те же гаммы, арпеджио и пьесы.
Первую неделю левая рука, ну никак не "изгибалась" в нужное положение, а потом "встала" и начал играть! С правой были проблемы с неустойчивостью смычка - часто задевал соседние струны. Очень помогли как раз Ауэр, а еще Родионов,Блок, Флеш, Григорьев, Баринская.
Сейчас играю все гаммы по всему грифу - т.е. в пределах Соль малой до Соль 3й октавы, Шрадика часть 1 а так же пьески из Гарлицкого и Якубовской.
3. На 100% согласен с Вами насчет аппликатуры и конкретного произведения. Кстати, позволю себе также сослаться уже не помню на кого именно из вышеперечисленных, но на то, что так называемые позиции - вещь весьма абстрактная и большой вопрос нужная ли.
Когда я учился на гитаре никаких позиций не было - был весь гриф и передвижение всей руки. А сейчас учат "позициями" - в результате гитаристы часто "зашорены" и дальше одной позиции не видят, не воспринимают весь гриф целиком как единое целое.
Это как бы в целом, а конкретно:
Я не могу для себя понять, если у меня пальцы становятся "не по скрипичной классике" нужно ли бороться с этим?
Я сейчас на стадии, когда уже увеличивается темп и начинает появляться определенный автоматизм. И если я эту привычку "укореню" исправлять позже будет очень сложно.
Именно поэтому я и спрашиваю совета.
И хотелось бы услышать мнения разных людей.
Заранее спасибо


01 дек 2012, 15:05
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:03
Сообщений: 1108
Откуда: Украина, Днепропетровская область, г.Кривой Рог
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Vovan писал(а):
Я не могу для себя понять, если у меня пальцы становятся "не по скрипичной классике" нужно ли бороться с этим?
Я сейчас на стадии, когда уже увеличивается темп и начинает появляться определенный автоматизм. И если я эту привычку "укореню" исправлять позже будет очень сложно.
Именно поэтому я и спрашиваю совета.
И хотелось бы услышать мнения разных людей.
Заранее спасибо

Vovan, всё что становится "не по скрипичному" будет в дальнейшем когда-то определённой границей для развития техники. А вот о остальных инструментах интересно написали :-): Есть маленькая мечта - научиться играть на флейте, но всегда казалось что струнные и духовые уж очень разные по своей природе...
Вы в муз.школе на гитаре учились 5 или 7-8 лет? Хотя это не особо важно...знала гитаристов, кот. после 3 лет обучения играли лучше "старожил". Настораживает Ваша фраза о том что каждый новый инструмент даётся всё легче. В каких смыслах имеете ввиду? Проще в интонационном плане, в восприятии звука, или в чём-то другом? Технически ВСЕ инструменты это будто отдельные личности, только условно объединённые в группы (струнные, духовые, ударные, народные и т.д.).
А "услышать мнения разных людей" - если Вы действительно хотите заниматься а не, простите, болтать бестолку, то это не для форума и в общем-то не для территории интернета. У меня был 2-летний опыт консультаций по интернету (почта, скайп,пересылка видеозаписей) с разными людьми и по разным вопросам обучения (скрипичная техника, композиция, пианистические вопросы, живопись, практическая психология и др.) и скажу, что подобные консультации ни к чему конкретному не привели (кроме общения с многоуважаемым профессором Ю.И. Корчинским, но это редкое исключение из правил). В лучшем случае подобное общение оказалось только зря потраченным временем...
Ваш бывший педагог по классу гитары ещё работает в той же школе? Я бы, будь в Вашей ситуации, пошла бы к нему за советом в поиске хорошего преподавателя скрипки...и частных уроков :-):
1-ый и самый главный момент, почему я заговорила о преподавателе - это вопросы постановки, очень важные по той причине, что сам "ученик-скрипач" не может поначалу объективно оценивать правильность-неправильность того, или иного элемента постановки...
Удачи Вам!
А по поводу литературы есть интересная книга В.Мазеля "Музыкант и его руки" - кот. будет полезна не только скрипачу, музыканту, но и любому обычному человеку. Если не найдёте в сети, но всё же захотите почитать - пишите, пришлю Вам на почту. Я не жадная в вопросах литературы :-):
С наилучшими пожеланиями...


01 дек 2012, 19:16
Профиль Отправить личное сообщение YIM WWW
Новичок
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 30 ноя 2012, 11:35
Сообщений: 7
Сообщение Re: Пальцы левой руки
Мазель у меня есть - спасибо. Я, когда что-либо начинаю изучать (не обязательно в плане музыки) первым делом скачиваю по теме из инета все, что там имеется, а на сегодня там имеется практически все! :sh_ok: Поэтому не совсем согласен с Вами, что "это зря потраченное время" - главное в этом процессе четко фильтровать, что ценно, а что флуд.
Мне, например 2х дней общения по открытой мной теме уже хватило, чтобы понять, что не надо изобретать велосипед, а все-таки придерживаться сложившейся веками теории. За что и Вам,кстати, премного благодарен.
Вторым - сажусь и изучаю всю эту теорию, ну перемежая с начальной практикой конечно :hi_hi_hi:
Кстати, в плане скрипки мне по сравнению с Мазелем (справедливости ради надо отметить я его не сильно изучал) гораздо больше по душе 1й видеоурок Yehudi Menuhin Violin Tutorial, как, впрочем, и все последующие) :-):
Муз школу я закончил за 3 года 5-летний курс. Было это давно, а Преподавателю уже тогда за 60 было.... Но он меня научил очень многому, не только чисто технике владения инструментом.
Вот Вы меня спрашивали: не проще ли на гитаре играть - зачем в скрипку полез? :du_ma_et: А у самой то оказывается тоже скелет в шкафу!. Я про флейту :ya_hoo_oo:
Мой Вам совет: если есть время (и даже если нет) начинайте осваивать флейту.
Литературу и все прочее могу подкинуть - имеется все для самостоятельных занятий.
Если у Вас хороший слух (а я думаю при скрипке это всегда так) то проблем со флейтой не будет.
Придется немного психологию перестроить: на струнных левая рука чем правее (ниже по грифу) тем звуки выше (впрочем и на клавишных так же), а на флейте все наоборот чем левее тем выше. На первых порах это сбивает.
В этом пожалуй и есть основное отличие духовых от других.
А насчет чем легче каждый новый инструмент?
Многим:
1. Вы уже знаете нотную грамоту, принципы построения гармонии и прочее
2. Большинство инструментов работают по одинаковым принципам и техническим и прежде всего по законам музыки.
3. Безусловно, слух - интонирование и вообще правильное восприятие звука - а оно от инструмента к инструменту только улучшается.
Из-за этого, в частности, и возник мой вопрос - во многих пособиях по скрипке предлагаются "пальцеваые схемы", некоторые источники рекомендуют нанести метки на гриф - меня это только путает, я когда зажимаю, то четко слышу интонацию (и не только ее) и мне проще играть на слух - пальцы сами находят свои места (но не всегда те, которые "предписаны").
4.Вы начинаете заниматься во взрослом состоянии - абсолютно осознано (а не как некоторые дети, приведенные "за ручку") и отдаете себе отчет, что нужно делать: теория - посадка или стойка - левая рука - правая - синхронизация звукоизвлечения, интонирование - гаммы - арпеджио - простенькие пьесы- технические приемы, ну а дальше все вообще одинаково на всех инструментах. ( Везде есть и флажолеты, и мелизмы, и вибрато, и трели и т.п. и стакатто -пицикатто и легатто, и динамика и пр.) - то есть, если Вы освоили один инструмент добиться выразительности на другом не так сложно.
У Вас как у скрипача развитые пальцы и вообще все мышцы кистей и рук, Вы понимаете, что такое постановка рук. Почитайте о постановке рук на флейте, позанимайтесь перед зеркалом. Вы удивитесь как быстро Ваши пальцы начнут бегать по клапанам, а не по струнам - у них уже есть и умение зажимать (но в меру, не сильно) и растяжка и независимость друг от друга и т.д.
Вобщем попробуйте. Конечно надо отдавать себе отчет, что если приступать , то серьезно и что это займет определенное время. Но Вы поразитесь, когда увидите первые успехи через месяц - другой занятий, а не после года или двух в муз школе :co_ol:


01 дек 2012, 22:17
Профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
2009-2024 © V.

Мобильная версия