Раскрою карты. Мои посты в этом форуме которые были написаны ранее, (первый:
viewtopic.php?f=19&t=425 и второй:
viewtopic.php?f=19&t=426) появились не просто так. Я задался целью сделать себе скрипку с приемлемым звучанием. Учитывая что никогда ранее ничем подобным не занимался (ни музыкой, ни работой с деревом, ни тем более изготовлением музыкальных инструментов), пришлось немного разобраться в сути вопроса. Проще всего это сделать, попробовав описать проблему. И самому полезно и может, кто то что то подскажет.
Делать скрипку с нуля не решился. Проблемы с деревом, отсутствием кучи специального инструмента и приспособлений, отсутствие навыков убили бы мою задумку на корню. Решился пойти по пути наименьшего сопротивления. Купить фабричную старенькую скрипку Московской фабрики из бывшего СССРа и использовать ее в качестве заготовки. Идея понравилась, за небольшие деньги, которых будет не жалко в случае если ничего не получиться, была приобретена заготовка с деревом сорокапятилетней (!) выдержки. Московская фабрика выбрана не случайно, дерева они не жалели, за что в моем случае им огромное спасибо. Деки толстые, есть что пилить
. Ну и спасибо советским ГОСТам. Дерево на деках именно то, что все рекомендуют: верх – ель, низ – клен. После изучения вопросов звучания скрипки в литературе и консультаций у скрипачей нашего города добавив свой опыт инженера, получилось что то более менее складное, что и было мной описано в предыдущих постах.
Вот теперь самое время перейти к практике.
Купил московскую скрипку 1970го года выпуска:
Вложение:
my_violin.jpg [ 44.4 KIB | Просмотров: 9230 ]
Отклеил гриф, снял лак, ну и начал пробовать измерять частоты настройки дек.
Метод измерения, о котором я упомянул выше, самое время расписать подробно.
Итак, берем контактный звукосниматель, не пугайтесь, страшного ничего нет. Я приобрел звукосниматель для гитары в рядовом музыкальном магазине, причем относительно недорого. Особенность такого типа звукоснимателей в том, что они улавливают механическую вибрацию, а не звук. При механическом контакте с корпусом инструмента (даже необязательно с декой), механические колебания преобразуются в электрический сигнал, который после может быть усилен и измерен. Чем сильнее механические колебания, тем сильнее сигнал на выходе устройства. Причем этот тип звукоснимателя снимает колебания настолько точно, что позволяет не только оценить уровень (амплитуду) колебаний, но даже увидеть их форму (при использовании осцилографа).
Приклеиваем звукосниматель к деке при помощи двухстороннего скотча. Подключаем этот звукосниматель к микрофонному усилителю, выход которого подключил к измерительному устройству. В моем случае это был осциллограф (просто потому что этот прибор стоит на моем рабочем столе). Чуть ниже приведу вариант измерений без использования специфических приборов. Далее необходимо возбудить СИНУСОИДАЛЬНЫЕ (!) колебания в деке. Синусоидальные по той же причине, которая была описана в предыдущей статье. Если колебания будут отличаться от синуса, то есть скорость изменения колебания не будет постоянной, то очень велика вероятность того, что дека начнет генерировать собственные колебания, которые исказят результат измерений. Возбудить колебания так же просто. Вспомните про Томаса Альва Эдисона и его фонограф. Принцип тот же. Не только вибрирующая поверхность вырабатывает звуковую волну но и поверхность начинает вибрировать при воздействии звуковой волны.
Достаточно из динамиков звуковой колонки погудеть синусоидальным звуком и дека начнет вибрировать. Причем в зоне резонанса эта вибрация усилиться многократно, что с легкостью зарегистрирует наш прибор. Итак, нужен еще звуковой генератор (с возможностью регулировки и измерения частоты), усилитель и естественно звуковые излучатели (колонки). Я использовал настоящие приборы, так как имею дома неплохой набор, уже лет 25 занимаюсь радиоэлектроникой. Для тех, у кого приборов нет, можно использовать самый обычный домашний компьютер с программой звукового генератора и программой превращающей микрофонный вход звуковой карты Вашего компьютера в осциллограф. Таких программ есть множество в Интернете, большинство бесплатные. Самой удобной, на мой взгляд, является программа audioTester V3.0 (платная но будет 30 дней работать без денег). Почему именно эта, потому что функции генератора и милливольтметра (показывающего уровень колебаний деки) совмещены в одной программе, к тому же есть режим автоматических измерений. Частота с заданным шагом меняется автоматически и программа так же автоматически строит график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) на котором наши искомые резонансы как на ладони.
Схема измерения при использовании компьютера будет выглядеть следующим образом:
Вложение:
Схема.GIF [ 14.38 KIB | Просмотров: 9230 ]
Приведу соответствие нот и частот.
Соль малой октавы - 196.00 герц, Соль-диез, 207 герц, Ля 220 герц, Си-бемоль 233 герца,
Си 247 герц. Первая октава: До 261,63 герца, До - диез 277,18 герца Ре – 293,66 герца Ре – диез 311,13 герц, Ми - 329.63 герца. Фа – 349,23 герца. Думаю выше перечислять нет необходимости.
Скажу следующее, после того как я промерил московскую скрипку уже без лака, немного ужаснулся. Верхняя дека 295 герц, нижняя 435 герц. С лаком значения были выше...
Кроме того хорошо были видны и не основные резонансы. Уровень которых был примерно в два раза ниже основных. Скорее всего резонировать начинали части деки.
Такие как от пружины до края, между эфами и т.д. Главное что этот метод измерения позволяет точно увидеть и измерить уровень и частоту ВСЕХ резонансов. Во время настройки деки появляется возможность контроля над тем как изменения в толщине, размере, грунте, и так далее влияют на отклик.
Далее мое предположение. Если при измерении резонансов, у двух инструментов будут одинаковые показатели то и тембральная окраска у них будет одинаковой.
Осталось только узнать какая картина должна быть? Для меня это наиболее сложный вопрос. По поводу самого процесса настройки, думаю, тут все понятно. Уменьшая толщину деки – понижаем частоту (ноту) настройки. После вклейки деки тон настройки снова повысится, подстраиваем снова. Самое неприятное что после покрытия лаком настройка снова измениться. Можно запомнить частоту настройки без лака и сравнив ее с частотой после лакировки в следующий раз вводить поправку.
Сейчас я как раз занимаюсь настройкой дек, постепенно уменьшая толщину и проводя измерения после этого.
В случае если я не ошибался в теории и у меня все таки получится что то заслуживающее внимания обещаю поделится результатом.
С уважением Мороз Роман,
Украина, Острог
Написано для
http://quint.com.ua/