Продолжая тему начатую ранее, кто не читал вот ссылка:
viewtopic.php?f=19&t=425 Перехожу от чистой теории к теории имеющей отношение к практике.
Итак, настройка дек.
Конечно, правильнее было бы начать с выбора материала, однако этот вопрос немного болезненный, поэтому отложу его на следующий раз.
Будем считать, что материал уже выбран и мы с предвкушением чуда готовы выпилить шедевр. Однако шедевр сильно капризен. Как я уже предположил ранее на результат влияют пять переменных (!!!). Как это можно себе представить ? Просто почувствуйте себя возле старого радиоприемника, у которого чтобы поймать интересующую станцию нужно вращать ручку настройки. Цель – любимая радиостанция, ручка – переменная.
Меняем переменную слушая эфир пока не услышим то что нужно. Короче все просто. Теперь представим себе, что какой то подлый конструктор вместо одной ручки настройки поставил две. И для любимой станции обе ручки должны находиться в строго определенном месте. Если хоть одна из ручек немного не на месте - станции нет. Не зная где должны находиться ручки, вероятность того что вам удастся что то найти крайне мала… А ведь это была система только с двумя переменными. Поэтому в случае выпиливания шедевра нужно точно знать и ИЗМЕРЯТЬ параметры каждой отдельно взятой переменной. В нашем случае это две деки.
Возникает сразу же два вопроса.
1) Какие эти деки должны быть ?
2) Чем и как мерить ?
В большинстве случаев «мастера», это слово намерено взято в кавычки, находят в литературе или Интернете чертежи дек того же Страдивари, Амати, Гварнери и иже с ними. Люди, которые эти чертежи делали, провели грандиозную работу вскрывая инструменты великих мастеров, промеряя толщины дек в разных местах, просвечивая рентгеном, измеряя плотности дерева, и т.д. и т.п. …. В результате после титанических усилий по повторению так сказать конструкции результат посредственный. И что показательно, при данном подходе два инструмента сделанных по одним чертежам и из одного материала БУДУТ ЗВУЧАТЬ ПО РАЗНОМУ.
Насколько я понимаю нужно не пилить дерево под размер, а пилить до достижения определенного тона настройки, то есть по научному до достижения требуемой резонансной частоты. Причем необходимо учитывать что пилим мы дерево которое после покроют лаком (!!!). Лак ОДНОЗНАЧНО изменит настройку !!! Даже если Вы счастливый обладатель машины времени и договорились с великим Антонио о покупке десяти литров Его волшебного секретного лака, не обольщайтесь, настройка уплывет как золотая рыбка. Причина проста, меняются физические параметры резонатора. Нанесенный лак имеет вес, он проникает в поверхностный слой дерева меняя его плотность (возле поверхности) и в конце концов лак с деревом образует композитный материал. Что такое композитный материал я думаю знают все. Стекло разбивается от малейшего удара, полимерная пленка рвется легко. Когда полимерную пленку вкладывают между слоями стекла и под давлением спекают, получают материал с совершенно другими свойствами – пуленепробиваемое стекло. Точно так же, после того как мы нанесем лак на выструганную, отшлифованную, настроенную деку, она превратится не в деревянную, а в композитную с иными физическими свойствами и соответственно с иной тональностью настройки.
Так как же быть ? Как настроить, и на какой тон настроить?
Отвечу честно на какой тон настраивать не знаю. Тут нужны эксперименты, хорошие уши и хорошие музыканты с инструментами с разной настройкой. Однако тут как раз могут пригодиться труды тех кто промерял микрометрами раритетные инструменты.
Почитал и я такие труды.
Книга Е.Ф. Витачек. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, тех кого интересует, без труда смогут найти скан этой книги в Интернете.
Так вот что автор пишет по этому поводу. Три цитаты:
«У брешианских мастеров – Гаспаро да Сало и Маджини – применялась настройка верхней деки в тоне ля малой октавы, нижней –ре первой октавы.»
«В инструментах кремонских мастеров школы Амати (в том числе и Страдивари типа amatise и allonge), некоторых венецианских мастеров, а также у мастеров римской, флорентийской и неаполитанской школ применялся другой вариант
квартовой настройки, сдвинутый на полтона выше предыдущей: верхняя дека дает
ноту си бемоль малой октавы, а нижняя – ми бемоль первой октавы. Инструменты,
настроенные таким образом, звучат очень нежно.»
«Наибольшее распространение в классический период школ скрипичных мастеров
получила система настройки дек, выработанная Страдивари, при которой верхняя
дека строилась в си бемоль малой октавы, а нижняя – в до первой октавы.»
Судя по всему, автор провел свою работу качественно и если ему верить то все хорошие инструменты имеют настройку дек в нижней области. В общем, то это и не удивительно. Геометрические размеры дек небольшие и соответственно колебаниям низких частот труднее с небольшой площади вызвать звуковую волну в воздухе (звук будет тише). Вспомните к примеру размер низкочастотного динамика в концертных колонках. Если мы с помощью резонанса усилим именно низкочастотную составляющую, то одновременно убьем двух зайцев, усилим звучание нот малой и начала первой октавы и одновременно с этим придадим глубины (низкочастотная составляющая) боле высоким нотам. Как мне кажется верхнюю деку (она настроена по высоте тона ниже нижней деки) надо настраивать так что бы самая низкая нота (для скрипки это соль малой октавы) попала на нижнюю границу падения резонансной кривой, а пик попал на чистую ноту или хотя бы полутон (в зависимости насколько плавным или наоборот резким будет резонансный всплеск). Последние несколько слов могут испугать неподготовленных читателей поэтому объясню. Проще всего это понять посмотрев график.
Вложение:
Добротность.jpg [ 18.04 KIB | Просмотров: 11890 ]
на графике: по вертикали – амплитуда колебаний (громкость) деки, по горизонтали частота (высота ноты) Резонанс – тон настройки деки.
Маленькое отступление. Ранее я упомянул такое некрасивое слово «добротность» и дал короткое пояснение. Сейчас это легко дополнить, дека с лучшей добротностью (обозначена литерой Q ) даст отклик Q1 со средней Q2 и наконец самая глухая Q3.
Итак, если с настройкой верхней деки вроде бы все более – менее понятно, то с нижней декой могу только догадываться. Нижнюю деку настраивают выше, но на сколько? Если настроить близко к верхней звук по идее станет грубоватый из за сильного подъема низкочастотной составляющей, будет как бы «из бочки». Если далеко не получим плавный подъем низкочастотной составляющей и множество гармоник. Думаю все - таки нужно настраивать в интервале либо терция, либо кварта. Не знаю почему, скорее всего шестое чувство, но мне кажется, что благозвучным будет именно терция. Буду очень признательный мастерам за возможную подсказку.
Ну и самое время перейти ко второму пункту, чем и как мерить. Именно мерить а не оценивать, догадываться.
У того же самого Витачека упоминался метод пробы смычком. Скажу откровенно - не получилось. Простукивание аналогично. Может быть, мне в детстве слон на ухо наступил? Однако мы не привыкли отступать! Есть метод именно измерений про который я намекал выше. После того как у меня не получилось услышать деки, пришлось придумывать что то свое. Не скажу что это какое то сильное новаторство. В радиоэлектронике это обычная процедура при проектировании – настройки звуковоспроизводящей и не только аппаратуры. Прибор для снятия АЧХ (амплитудно – частотной характеристики). Однако я не встречал что бы где либо описывался подобный метод при настройке дек. Добавлю что это уже не мои предположения а изготовленная и проверенная конструкция, которая точно и однозначно показала резонансы на тех деках что были у меня. Суть метода проста. Измерить колебания деки при помощи пьезокерамического звукоснимателя.
Однако то что будет описано далее – это уже чисто практическая часть.
И я полагаю что это будет предметом следующего моего поста на этом форуме.
А пока надеюсь на комментарии мастеров которые в состоянии помочь разобраться с требуемыми высотами настройки дек. Все что я написал выше лишь мои предположения.
Знающие люди, отзовитесь !
С уважением Мороз Роман,
Украина, Острог
Написно для
http://quint.com.ua/