Доброго времени суток, уважаемые форумчане.
Все что будет написано ниже, не претендует на научный труд это лично мои мысли, гипотезы. Написано для людей, которые не разучились думать самостоятельно.
Возможно, я ошибаюсь …
Сначала немного о себе любимом.
Захотелось мне уже в зрелом возрасте научиться играть на скрипке. Инструмент, который приобрел (за разумные деньги) уже через месяц занятий меня полностью разочаровал, что свидетельствует скорее против качества скрипки, чем в пользу моих скромных достижений.
Имея неплохое образование и солидный стаж инженера и полное отсутствие миллионов американских денег на Страдивари
, задался вопросом а чем моя скрипка хуже, точнее что в ней не так ? Поскольку физику знаю неплохо, особенно практическую, то совершенно отбрасываю влияние полнолуния, тайных заклинаний, окропление кровью младенцев и прочую мистическую чушь на резонансные свойства искривленных поверхностей… Возможно мои мысли будут кому то интересны, может кто чего подскажет посему решился появиться на этом форуме.
Итак, что же такое скрипка и как она звучит ?
На самом деле это просто генератор механических колебаний дополненный резонатором (дека), в функции которого входит так же и преобразование механических колебаний в звуковые волны.
1) Генератор – струна и смычек (волос с фрикционным материалом ) тут особо сильно ничего не подправишь. Канифоль, струны, смычек покупаем хорошие, а результата особо невидно.
2) Резонатор – дека скрипки, вот тут все ГОРАЗДО интереснее.
Не буду пока обращать внимание на акустический аппарат скрипки (подставка – душка - пружина) это все конечно очень важно но, на мой взгляд, это уже доводка, а основа все- таки это деки.
Сейчас попробую обосновать.
Дело в том, что даже название резонатор, происходит от слова «резонанс».
Небольшой экскурс в школьный курс физики (почерпнул с Википедии):
Резона́нс (фр. resonance, от лат. resono «откликаюсь») — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при совпадении частоты внешнего воздействия с некоторыми значениями (резонансными частотами), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы.
Выражаясь простым, человеческим языком, немного сужая трактование физического закона применительно к скрипке,- каждая дека имеет свою внутреннюю резонансную частоту или другими словами ту ноту, которая будет звучать значительно громче и чище чем остальные.
Учитывая, что у скрипки 2 деки (верхняя и нижняя) мы будем иметь систему с 2-мя резонансами. Если вспомнить что между деками присутствует еще и объем воздуха, у которого так же есть свой резонанс, то все усложняется многократно. Почему? Казалось бы, мы будем иметь один тон основной и три которые будут звучать тише. Однако на практике все гораздо сложнее. В скрипке колебания струны не синусоидальные как, например, у гитары, а пилообразные. Поясню, после щипка струны на гитаре или удара молоточка по струне фортепиано струне ничего не мешает двигаться, и ее колебания похожи на колебания маятника. Каждая точка струны в пространстве плавно меняет свое положение от состояния покоя до максимального отклонения в пространстве, потом плавно переходит обратно в начальную позицию, потом опять таки плавно под действием сил инерции отклоняется до максимума в противоположную сторону и снова плавно возвращается в начальную позицию. Дальше этот цикл повторяется снова и снова. Струна равномерно колебается, мы слышим чистый тон. Главное тут то, что во времени перемещение струны всегда одинаковое. Скрипка, а точнее все смычковые инструменты имеют совершенно иную картину, похожую на стрельбу из лука. С начала натягиваем, потом резко отпускаем. Когда смычек движется по струне, наканифоленный волос как бы прилипает к струне и оттягивает ее в сторону движения смычка. Так же как и в предыдущем случае, равномерно во времени до некоторого положения, при котором силы прилипания уже недостаточно, чтобы удержать струну и струна резко возвращается на исходную позицию, где снова приклеивается к волосу смычка и процесс повторяется.
Почему это так важно, зачем это все надо было описывать?
Потому что дека скрипки при возбуждении ее синусоидальным сигналом нерезонансной частоты будет просто звучать на этой частоте (ноте). Тише чем на резонансной, но просто один чистый тон. А вот в случае пилообразных колебаний это будет похоже на удар молоточка по струне фортепиано. Точнее на серию очень быстрых ударов. В результате мы услышим кроме основной ноты (частоты) еще и собственные колебания деки, ту частоту (ноту) на которую дека настроена. Этот тон будет значительно тише того, который в данный момент мы играем, но он придаст определенную окраску основному тону.
Дальше еще интереснее. Вспоминаем, у нас не одна дека, их две. У нас еще третий резонанс – воздух заключенный между деками. Уже услышим не один основной тон, а еще три тихих.
Ну как я Вас напугал? Если еще нет, то приготовьтесь.
Реальность опять таки еще сложнее, теоретические три дополнительных, тихих тона, точнее их созвучие мы не услышим. Причина в том что эти колебания происходят в одной замкнутой системе. Невозможно заставить физическое тело , которым является в данном случае воздух, совершать два или более колебаний одновременно. Одна частичка не может находиться в двух местах пространства одновременно. Поэтому колебания складываются, образуя негармоническое (не повторяющееся) колебание сложной формы.
Эти дополнительные тона которые возникают от дек если описать простыми словами как бы изменяют, окрашивают основной тон, причем эта окраска является результатом взаимодействия ВСЕХ ТРЕХ резонансов, трех дополнительных тонов, которые возникают в резонирующих поверхностях (объемах). Сила или глубина окраски зависит от резонансных свойств материала. Насколько звонче будет откликаться дека на постукивание на столько же сильнее будет украшен основной тон который извлекает струна. В подтверждение этой теории можно вспомнить о биениях.
Между близкими частотами в одной системе всегда возникают биения. Это свойство часто используют гитаристы при настройке инструмента. Они берут одну и туже ноту на разных струнах и подстраивают расстроенную струну до пропадания плавающего звука. Другими словами до пропадания биений.
Наглядно и доступно про сложение частот и биения можно посмотреть в видео которое снято работниками МИФИ. Вот ссылочка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=-sjLkrjJkxUИ так, зная все вышеизложенное попробуем разобраться с мистикой.
Имеем систему на которую влияют пять переменных (!).
1. Частота резонанса (настройки) верхней деки.
2. Частота резонанса (настройки) нижней деки.
3. Добротность* верхней деки.
4. Добротность* нижней деки.
5. Частота резонанса объема воздуха заключенного между деками.
*Добро́тность — параметр колебательной системы, определяющий ширину резонанса и характеризующий, во сколько раз запасы энергии в системе больше, чем потери энергии за один период колебаний.
Или проще добротность подразумевает в данном случае «звонкость» материала из которого изготовлены деки.
Вот тут как раз и появляется мистика, решить уравнение с пятью переменными результатом которого будет достойный инструмент ОЧЕНЬ ТРУДНО.
У меня есть некоторые идеи по этому поводу но думаю что теорию и практику все таки надо разделить. Идеи по практике опишу позднее, а пока интересно что по этому поводу думают люди более сведущие в музыке. Повторюсь, я не музыкант и не скрипичный мастер, поэтому ценю каждое слово проффесионалов.
С уважением Мороз Роман,
Украина, Острог
Написно для
http://quint.com.ua/