Текущее время: 23 ноя 2017, 21:12




Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.
 Колебания струны 
Автор Сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2013, 20:09
Сообщений: 602
Сообщение Колебания струны


29 мар 2013, 12:52
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 мар 2013, 12:53
Сообщений: 621
Сообщение Re: Колебания струны
Звучит, видимо...


29 мар 2013, 14:52
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2013, 20:09
Сообщений: 602
Сообщение Re: Колебания струны
Еще доли миллиметра и она бы зацепила Ре. Когда ведешь смычок по открытой струне, этого не видно. Может у меня струны далеко друг от друга... :-):


31 мар 2013, 19:15
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:03
Сообщений: 1103
Откуда: Украина, Днепропетровская область, г.Кривой Рог
Сообщение Re: Колебания струны
а дальше?.. хочется звука... про колебания струны и так всем известно.... тогда и труд Ефременко можно сюда привести... :sk_ri_pa_ch:


04 апр 2013, 15:50
Профиль Отправить личное сообщение YIM WWW
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:03
Сообщений: 1103
Откуда: Украина, Днепропетровская область, г.Кривой Рог
Сообщение Re: Колебания струны
фрагмент из его книги:
Акустика
В результате колебания какого-либо упругого тела возникает волнообразное распространение про-дольных колебаний воздушной среды, состоящих из передвигающихся сжатий и разряжений. Эти коле-бания называются звуковыми волнами. Улавливаемые слухом, они вызывают ощущение звука.
Физический характер музыкального звука определяется тремя свойствами: высотой, громкостью и тембром. Высота звука характеризуется числом полных колебаний в 1 секунду и измеряется в герцах (одно колебание — один герц). Чем больше колебаний в секунду, тем выше тон. Громкость зависит от размаха колебания тела, называемого амплитудой. Чем больше амплитуда, тем громче звук.
Тембр — это качественная сторона звука, его окраска. Тембр зависит от состава и силы звучания вхо-дящих в основной тон дополнительных частичных тонов — обертонов. На тембр звука также влияет ха-рактер неустановившихся процессов при вынужденных колебаниях. Для характеристики начала, уста-навливающегося режима звучания принят термин «атака звука» или просто «атака». Различают мягкую
атаку, например у смычковых, и жесткую, такую, как у фортепиано.
Основным источником звучания смычковых инструментов является струна. Звучание струны зависит от ее материала (или материалов, если струна состоит из нескольких элементов — основы, навивок), от геометрических параметров — длины, размеров и формы сечения, а также постоянства сечения по всей длине.
Звучание происходит в результате колебания струны, приводимой в колебательное состояние смыч-ком или щипком пальца. Смычок извлекает звук нужной нам длительности и силы. Извлечение щипком дает затухающий звук с изначальной силой.
Струна одновременно колеблется всей длиной и своими частями — половиной, третью, четвертью и т.д., при этом она делится на пучности и узлы. Пучность — это максимальный размах данного отрезка части струны (половины, трети, четверти и т. д.); узел — точка, не участвующая в колебании этой
части струны. Но в то же время узел для одной части струны может колебаться, участвуя в колебании другой части. Например, узел для половины струны является пучностью для всей
струны.

С уменьшением длины струны в какое-то число раз частота ее колебаний увеличивается в такое же число раз.
Звучание всей струны — это основной тон — первая гармоника.
1 /2 струны звучит как ее октава — вторая гармоника.
1/3 « « « квинта этой октавы — третья гармоника.
1/4 « « « вторая октава—четвертая гармоника.
1/5 « « « ее терция— пятая гармоника.
1/6 струны звучит как се квинта — шестая гармоника.
1/7 « « « ее малая септима — седьмая гармоника.
1/8 « « « третья октава — восьмая гармоника.
1/9 « « « ее секунда — девятая гармоника.
1/10« « « ее терция—десятая гармоника.
1/11 « « « ее кварта — одиннадцатая гармоника.
1/12« « «ее квинта—двенадцатая гармоника.
И т. д
Эти гармоники, звучащие выше основного тона, называются обертонами. Колебание будет склады-ваться из бесконечного ряда гармоник, убывающих по амплитуде пропорционально квадратам номеров гармоник. Чем выше качество струны, тем сильнее звучат обертоны и, следовательно, больше их слы-шимое количество. Обертоны могут быть консонансными и диссонансными по отношению к основному тону звучащей струны, а также к друг к другу.
Звук является гармоничным, если частоты всех его обертонов относятся друг к другу как ряд целых чисел. Практически полностью Гармоничных звуков в природе почти нет, и отношения частот несколько не совпадают. Это явление называется негармоничностью. Негармоничность вносит некоторые измене-ния в колебательный процесс, что приводит к оживлению, привлекательности звука, если величина
негармоничности для соседних обертонов лежит в пределах от 0,1 до 0,35%. Если негармоничность меньше, то звук может оказаться назойливым, зажатым, надоедливым; выше — в звуке начинают ощу-щаться комбинационные тоны, возникающие в связи с появлением биений между компонентами
звукового колебания.
Большое значение для тембра имеет место касания струны смычком. В этом месте создается пуч-ность, и все обертоны, у которых здесь должен быть узел, не звучат. Это особенно важно в отношении наиболее сильных диссонансов (1/7 и 1/9 часть струны). Чем ближе к подставке, тем на все боль-
шее число частей будет разделена струна в своем колебании. Следовательно, звук будет наполнен вы-сокими обертонами и будет восприниматься более насыщенным, приближающимся к человеческому голосу. Так как тембр звука характеризуется количеством обертонов и их силой, то, меняя точку касания струны смычком, мы тем самым меняем тембр звука. Кроме места касания струны смычком тембр зависит также от силы нажатия смычком, «атаки» (начала) звука и скорости ведения смычка. В зависимости от этих причин тембр звука меняется от плотного, напоминающего человеческий голос, до свистящего — понтичелло.
В звучащей струне есть еще одно явление. Прикасаясь к узлу звучания какой-то части струны, мы уни-чтожаем все пучности этой точки струны, а следовательно и звучащие ниже звуки. Так, например, кос-нувшись 1/4 звучащей струны, мы получим звук второй октавы тона целой струны. Такой звук
называется флажолетом.
В природе широко распространено явление акустического резонанса. Оно состоит в том, что когда к телу подходит звуковая волна, частота которой совпадает с собственной частотой этого тела или его части, то это тело или его часть начинает колебаться с частотой пришедшей волны. Это происходит за счет энергии приходящей волны. Звуковые волны струны возбуждают резонансные колебания отдель-ных частей скрипки и воздуха, находящегося в корпусе. Эти резонансные колебания и создают тембр ее звучания.
Первоначальным источником звучания является струна. Следовательно, в первую очередь звук зави-сит от качества струны — от количества и силы производимых ею обертонов. Затем действуют следую-щие факторы звукоизвлечения, зависящие от смычка: его качество, сила натяжения волоса, место
касания струны, скорость ведения смычка, качество и количество канифоли на волосе смычка.
Звук от струн идет к верхней деке через подставку. Ее роль в звукообразовании очень велика. Она яв-ляется своеобразным звуковым фильтром. В зависимости от толщин ее частей и качества дерева она может или усиливать, или поглощать некоторые частоты. Чем выше подставка, тем сильнее давление от струн на деки и тем выше становятся собственные частоты дек.
Большое значение для звука имеет и душка, ее длина и место установки. Таким образом, подставка и душка — главные преобразователи звука. А дальше последнее преобразование: звук трансформируется в зависимости от качества скрипки.
Распространение звука в воздушной среде от точечного звукоизлучателя происходит по шаровой по-верхности, поэтому его сила убывает пропорционально квадрату расстояния от звукоизлучателя.
Скрипка не точка, а поверхность. От поверхности звук распространяется пучком, по шаровому сегмен-ту. Чем меньше длина волны и, соответственно, больше частота звука по сравнению с величиной по-верхности излучателя, тем более узким пучком распространяется звуковая волна и, следовательно,
меньше потеря интенсивности звучания.
Этим объясняется слышимость на расстоянии, особенно в зале, скрипок итальянских мастеров. В со-ставе звука этих скрипок много обертонов высоких частот, дающих более узкие пучки звуковых волн, и, следовательно, потеря силы звука минимальная.
Нужно иметь в виду еще одну особенность итальянских скрипок и некоторых очень хороших скрипок других мастеров. С увеличением давления смычка на струны, а это в основном достигается при более сильном натяжении волоса смычка, собственные частоты дек повышаются. В результате резонанса тембр инструмента сдвигается в сторону возникновения большего количества и большей силы оберто-нов.
Появляется возможность изменения тембра звучания. В этом отношении наилучшим мастером таких инструментов является Гварнери дель Джезу. Поэтому, даже несмотря на красоту звука инструментов Страдивари, наиболее знаменитые виртуозы предпочитали выступать на скрипках Гварнери
дель Джезу. На его инструменте играл и Паганини, туго натягивая волос смычка. При этом нужно знать, что сильно натянутый волос требует определенной силы нажатия и скорости
ведения смычка, иначе волос будет мешать колебаниям струн.


04 апр 2013, 16:04
Профиль Отправить личное сообщение YIM WWW
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2013, 20:09
Сообщений: 602
Сообщение Re: Колебания струны
ЕлизаветаСовенко писал(а):
а дальше?.. хочется звука... про колебания струны и так всем известно.... тогда и труд Ефременко можно сюда привести... :sk_ri_pa_ch:

Как думаете, для чего люди придумали камеры, с возможностью высокоскоростной видеосъемки?


05 апр 2013, 09:47
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2012, 15:03
Сообщений: 1103
Откуда: Украина, Днепропетровская область, г.Кривой Рог
Сообщение Re: Колебания струны
Vitaliy писал(а):
ЕлизаветаСовенко писал(а):
а
дальше?.. хочется звука... про колебания струны и так всем известно....
тогда и труд Ефременко можно сюда привести... :sk_ri_pa_ch:

Как думаете, для чего люди придумали камеры, с возможностью
высокоскоростной видеосъемки?

зачем такой вопрос? высокоскоростная съёмка без звука не представляет никакого интереса для музыканта, если только он не грубый теоретик а чувствующая творческая натура.


05 апр 2013, 10:34
Профиль Отправить личное сообщение YIM WWW
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2013, 20:09
Сообщений: 602
Сообщение Re: Колебания струны
ЕлизаветаСовенко писал(а):
Vitaliy писал(а):
ЕлизаветаСовенко писал(а):
а
дальше?.. хочется звука... про колебания струны и так всем известно....
тогда и труд Ефременко можно сюда привести... :sk_ri_pa_ch:

Как думаете, для чего люди придумали камеры, с возможностью
высокоскоростной видеосъемки?

зачем такой вопрос? высокоскоростная съёмка без звука не представляет никакого интереса для музыканта, если только он не грубый теоретик а чувствующая творческая натура.

Блин, зачем я скрипу разобрал... вообще никакого звука :-( Наверное я просто грубый теоретик и творчество мне чуждо :mi_ga_et:


05 апр 2013, 10:40
Профиль Отправить личное сообщение
Познающий
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 10 мар 2012, 22:56
Сообщений: 127
Откуда: Екатеринослав
Сообщение Re: Колебания струны
Интересно,может кто-то пробовал,метод Хладни к скрипке применим? Хотя бы к нижней деке? Будут ли видны места большего колебания и меньшего. По идее на деке каждой скрипки должны быть индивидуальные фигуры...


05 апр 2013, 10:50
Профиль Отправить личное сообщение
Ветеран форума
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 22 янв 2013, 20:09
Сообщений: 602
Сообщение Re: Колебания струны
violineroman писал(а):
Интересно,может кто-то пробовал,метод Хладни к скрипке применим? Хотя бы к нижней деке? Будут ли видны места большего колебания и меньшего. По идее на деке каждой скрипки должны быть индивидуальные фигуры...

Мне тоже очень интересно, но я думаю что серьезных научных экспериментов с деками, никто не ставил. Ведь до сих пор идут споры среди музыкантов и мастеров, откликаются ли на разные ноты, разные части деки, либо дека вибрирует вся полностью, создавая звук. Очень интересно было бы, пройтись по аккорду смычком и понаблюдать за нижней декой, снимая высокоскоростной камерой, а лучше несколькими, но это очень дорогостоящий эксперимент. Думаю, подобное себе могут позволить "Разрушители легенд", только вот трудно думаю будет до них достучаться)


05 апр 2013, 11:21
Профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Ответить на тему   [ Сообщений: 12 ]  На страницу 1, 2  След.



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
2009-2017 © V.

Мобильная версия