Трости и звук (карбон против фернамбука)

Трости и звук (карбон против фернамбука)


Перечисление музыкантов, использующих карбоновые смычки, дает внушительный список, достаточно назвать Кристиана Тецлафа, Изабель Фауст, Гари Карра, Дидье Локвуда, Джейми Ларедо и Леонида Горохова. «Alexander Quartet» из Сан-Франциско играет исключительно смычками, сделанными из углеродного волокна, карбона. Популярность синтетических смычков, несомненно, увеличивается. Истощение запасов фернамбука, традиционного дерева для производства смычков, привлекло к карбоновым смычкам всеобщее внимание, однако музыкантов волнуют именно «исполнительские» технические преимущества, которые дают новые смычки из углеродного волокна.

 «Углеродное волокно» - несколько общий термин, когда говорится о смычках – доступен огромный диапазон моделей, и разные бренды сильно отличаются друг от друга. Джеф Ван Фоззен, разработчик смычков CodaBow, говорит: «Люди говорят о карбоновых смычках в общем, это так же конкретно, как если бы вы сказали «смычок из дерева». Это говорит только о том, будет ли смычок гореть или нет, но ничего о его качестве или характеристиках. Понятие «Смычки из дерева» – покрывает весь диапазон от бесценных смычков до дешевых, в которых не стоит даже менять волос. Так же и с карбоновыми волокнами – доступен весь диапазон, от действительно дорогих до моделей за 100$.»

В одних компаниях производящих карбоновые смычки, как например в Berg Bows, каждый смычок делается вручную мастером Михаэлем Даффом. В других компаниях, изготовление смычков – процесс, требующий совместных усилий. Ван Фоззен объясняет: «В то время, как обычный мастер работает в диктуемых куском дерева рамках, «мастер по углеродным смычкам» работает с чистого листа. Требуются усилия группы специалистов из каждой смежной области – наша команда разработчиков состоит из собственно мастера, ученого-материаловеда и инженера-разработчика. Возможность проектировать как состав материала, так и структуру смычка приводит к потрясающим исполнительским возможностям».
Возможность усовершенствования материалов и моделей карбоновых смычков означает, что они постоянно совершенствуются. Например, CodaBow использует новые материалы в структуре своих смычков, включая кевлар ( упругое синтетическое волокно, прочность в 5 раз превышает прочность стали). Строение также может быть «новаторскием»: пустотелые трости у смычков фирмы Arcus уменьшают вес трости – примерно на 20% в большинстве их моделей – в сравнении с обычными смычками из дерева. Сэнди Вилсон, руководитель «Alexander Quartet», рассказывает, почему ему и его коллегам нравятся облегченные смычки Arcus: «Мы исполняем много квартетов Шостаковича и Бетховена и это весьма утомительно. Из-за уменьшенного веса карбоновых смычков, мы используем другие мышцы – мы не смогли бы играть столь напряженно обычными смычками. Нам приходится использовать немного другой участок смычка, или, возможно, играть ближе к подставке, но к этому можно приспособиться».
Смычки Arcus «настроены», как утверждает генеральный директор компании: «Благодаря «полой» модели, есть возможность отрегулировать «высоту звука» смычка до некоторой оптимальной для каждого инструмента, что управляется направлением волокон и формой трости. Фернамбук выбран из-за высочайшей упругости и плотности, смычковый мастер не имеет особых возможностей в плане настройки. Но подобно тому, как пружина в инструменте играет важную роль в звуке, мы обнаружили, что изменяя упругость и массу трости, мы так же можем «настроить» её. Высота звука смычков, сделанных из дерева, лежит в диапазоне 15-20Гц, ниже человеческого порога слышимости. Смычки Arcus настроены на частоту 50-60Гц, в районе виолончельной струны До, поэтому они совместимы с обертонами инструмента.
Остальные фирмы предложили свои собственные усовершенствования.
Одна из первых моделей смычков из углеродных волокон была Spiccato, разработанная к 1985 г Бенуа Ролландом– Иегуди Менухин имел два таких смычка. Внутри пустотелой трости смычков был встроен механизм, позволяющий исполнителю изменять кривизну трости. Rolland говорит: «отзывчивость смычка увеличивается или уменьшается в соответствии с настройкой, которую выбирает музыкант. Этот механизм не влияет на вес и баланс смычка. Вы имеете шесть или семь смычков в одном. Некоторые солисты перенастраивают смычок во время концерта, просто потому, что это легко и его звукоизвлечение сравнимо со звукоизвлечением смычков из дерева». Смычки Spiccato больше не производятся, однако о современных смычках Роланд говорит: «Основное преимущество обычных карбоновых смычков, имеющихся сейчас на рынке состоит в том, что когда они хорошо спроектированы и хорошо сделаны, то они обычно хорошо играют. Для исполнителей удобно использовать не дорогой, не ломкий и хороший смычок».
Независимо от модели, смычки из углеродных волокон имеют репутацию лёгких, исключительно прочных (например, смычки Berg продаются с пожизненной гарантией от поломок) и способны извлекать очень мощный звук. Кристиан Тецлаф обнаружил, что его смычок Arcus позволяет применять такие исполнительские приёмы и такие звуки, на которые не способен его смычок Dominique Peccatte 1840 года изготовления. Недавно он использовал Arcus для исполнения виртуозного, написанного в быстром темпе концерта для скрипки Марка Антония Туранжа, Mambo, Blues and Tarantella. «Этот концерт требует очень быстрых акцентов и «трех форте» все время и смычок просто потрясающее отвечает» – говорит Кристиан Тецлаф. «Прилагая одинаковые усилия, вы получаете больше. Мой Peccatte – очень сладкозвучный, но это не самый агрессивный смычок».
 У Тецлафа есть совет к тем, кто пробует подобные смычки. «Вы должны играть совершенно по-другому. Поскольку этот смычок не имеет веса, вы должны добавить ему вес сами. И смычок совершенно не изгибается. Но он может достать из инструмента всё, что в нем заложено. Вам надо попытаться приложить как можно больше давления на смычок – сколько сможете, прямо «погружая» его в инструмент.»
Мусинг, разработавший концепцию смычков Arcus вместе c Андреа Ветцлингером, начинал в инновационном мире велосипедной индустрии. Он перенес оттуда некоторые решения в область построения смычков. «Я среднего уровня любитель, и в 17 лет я разучивал концерт Моцарта соль мажор. Исполнение его в большой аудитории выявило мои ограничения – мне было трудно играть нежное спиккато. С тех пор я постоянно думал о разработке такого смычка, который позволил бы мне играть на моей скрипке так, как я хочу. Мне казалось, что со смычком, более упругим, более лёгким и с менее изогнутой тростью, я мог бы реализовать все свои дикие идеи». Он разработал черновой прототип с Ветцлингером в 1996, и почувствовал, что идея работает. «Вы можете исполнять такие штрихи, которые невозможно сделать смычком из дерева, неважно, насколько он хорош». Вилсон согласен с этим: «Я в состоянии достичь очень чистой и ясной артикуляции, которая даёт гораздо лучшую дикцию, чем смычок из дерева. Надо воспринимать серьёзно всё то, что помогает выступать».
Смычковый мастер Тим Бейкер считает, однако, что фернамбуковые смычки имеют явное преимущество, когда речь заходит о звуке: «У меня ограниченный опыт с карбоновыми смычками, однако из того, что я слышал и из одного анекдотического случая, я на самом деле убежден, что в хорошем куске фернамбука есть нечто, позволяющее большинству музыкантов извлекать более широкий диапазон звуковых красок из их инструментов». У него есть совет музыкантам, ищущим новый смычок, который он получил от легендарного скрипача: «Когда я работал в « J&A Beares» в середине 80-х, я помню, что Натан Мильштейн находил забавным, что исполнители тратят так много времени, проверяя, как смычок ощущается при игре спиккато, вместо того, чтобы прислушаться к звуку, который он извлекает. Он говорил «Вы покупаете смычок только за звук». Я помню, что в то время я думал, что если ты Мильштейн, то это, наверное, правда».
Юнг Чин, председатель «Международного Движения по Сохранению Фернамбука» соглашается с Бейкером в вопросе звука: « Углеродное волокно занимает своё место, но ему не хватает разнообразия звука и тембра, которые составляют суть музыки. Если у Вас есть лучший фернамбук, не бывает ничего похожего на него».
Из разговора с профессиональными музыкантами, можно заключить, что карбоновые смычки обычно используются для определенного репертуара, который требует большого звука или свистящей артикуляции.
Джейми Ларедо использует смычок от Berge и его подход, похоже, типичен для профессионального солиста, использующего карбоновый смычок. «Он у меня уже 15 лет или около того. Это действительно замечательный смычок. Я не использую его всё время, но очень много. Он ощущается как очень сильный смычок. Я использую его, когда играю что-нибудь, требующее большой мощи (большой энергии). Линна Харрела можно было недавно увидеть на Youtube в поздравлении с днём рождения Орландо Коула, хвалившего его 70-граммовый Arcus за его отзывчивость. По утверждению Мусинга 95% людей, использующих смычки Arcus, используют их как основные. Дидье Локвуд использует Carbow как основной смычок. «Они крепкие, гибкие и очень практичные – идеально для джаза».
Еще один аргумент в пользу моделей из углеродных волокон – это их не чувствительность к «ужасам» профессиональных музыкантов – изменениям в климате, перепадам температуры и влажности. Материал инертен, поэтому не чувствителен к окружающей среде в такой степени, как смычки из дерева. Также их преимущество в том, что они взаимозаменяемы. Как говорит Вилсон: «Если Вы работаете с тростью вроде этой и случайно сядете на неё или потеряете - можете взять другую.»
Для молодых исполнителей и солистов также есть привлекательный момент. Исследования, проведенные «Международным Движением по Сохранению Фернамбука» показывают, что подавляющее большинство новичков используют карбоновые и фиберглассовые смычки из-за их надёжности и того факта, что качество карбонового смычка зачастую выше, чем у деревянного за ту же цену.
Множество оркестрантов также выигрывают от надёжности карбоновых смычков. Тимоти Кобб, контрабасист оркестра Метрополитэн Опера Нью Йорк, использует модель Metropolitan, разработанную Дэвидом Гейджем в сотрудничестве с CodaBow. «Я путешествую с моим Metropolitan – он легко заменяется! И я люблю использовать его в произведениях, требующих большое количество col legno». Эммануэль Борок, концертмейстер Далласского Симфонического оркестра, испытывает те же чувства по отношению к его синтетическому смычку. «У меня смычок Berg Bow много лет и могу сказать, что одно из удовольствий, которое он мне доставляет, это видеть выражение лиц людей, когда они слышат, что это не фернамбук. Не говоря уже об ощущении надёжности, безопасности и усердия, которое появляется у меня, когда я вижу нотацию col legno в моей оркестровой партии».
Похоже, что на репутации синтетических смычках есть пятно. Джейми Ларедо говорит: «Я показываю смычок коллегам и говорю, какой он замечательный, а они смотрят на меня несколько странно! Это досадно, но когда они слышат как я играю этим смычком, многие из них изумляются». Вилсон говорит о том же. «Иногда, когда востребованный профессиональный музыкант приходит с карбоновой тростью, я думаю, что это заставляет людей немного распускать перья – им интересно, почему я не поддерживаю местного смычкового мастера! Я отношусь благожелательно, но фернамбук не дает тех преимуществ, которые есть у карбонового смычка».
Итак, каковы же выводы музыкантов, выбирающих смычки из композитных материалов? Не приведет ли когда-нибудь всё большая распространённость карбоновых смычков к концу бизнеса традиционных смычковых мастеров? Бейкер не переживает. Он говорит: «У меня может быть заинтересованное мнение, но, когда музыканты приходят ко мне, они уже решили, что они хотят фернамбуковый смычок. В 19 веке Вильом сделал много стальных смычков, которые были популярны в то время, но они не стали концом эры фернамбукового смычка. Я приветствую увеличивающийся диапазон смычков, доступных музыкантам, но я чувствую, что хорошие фернамбуковые смычки выдержат испытание временем».
Однако, с 19 столетия, изменения в глобальном климате вынесли вопросы охраны окружающей среды во главу повестки дня. Данные CITES о фернамбуке за 2007 год добавляют вес углеродному волокну – принимая во внимание истощенные стволы деревьев, приспособившихся к окружающей среде, синтетический смычок выглядит альтернативой, более предпочтительной для окружающей среды. Линн Хэннингс из «Международного Движения по Сохранению Фернамбука» видит существенную роль синтетических смычков. «Дерево – определённо наш лучший материал – музыканты полагаются на его нежность, утонченность и звуковые характеристики. Но смычки из углеродных волокон – важная часть задачи и очень хорошо, что люди задумываются над тем, как сохранить запасы фернамбука».
Что готовит будущее для фернамбуковых смычков? Технология постоянно идёт вперёд. Мусинг рассказывает, что он хотел бы сделать похожий прорыв в разработке высококачественного синтетического волоса для смычков. «Мне хочется оптимизировать наши источники волоса и я ищу альтернативный материал. Я узнал много о том, как волос взаимодействует с канифолью. Я пока еще ничего не нашёл, но могу предложить нить или волокно, которые извлекают звук лучше. Я нашёл один материал, который прекрасно звучит, но не может удерживать канифоль – надо канифолить смычок каждые 20 минут!» Возможно, искусственный волос для смычков сможет однажды стать стоящей альтернативой конскому волосу. Двери будущего широко открыты.

Автор Катрин Нельсон